Доля государственного долга в экономике впервые с 1960-х годов достигла 100 % ВВП, что стало психологически важным моментом, подчеркивающим трудности, стоящие перед канцлером в преддверии ее финансового отчета от 30 октября, сообщает telegraph.co.uk.
Официальные данные показали, что объем государственных заимствований в этом году на 6,2 млрд фунтов стерлингов больше, чем ожидалось, и теперь долг равен размеру экономики.
Управление национальной статистики (ONS) заявило, что в августе рост был обусловлен «увеличением расходов на государственные услуги», включая оплату труда и пособия. В августе правительство заняло 13,7 млрд фунтов стерлингов, чтобы заполнить разрыв между налогами и расходами.
Это на 11,2 млрд фунтов стерлингов больше, чем прогнозировало Управление по бюджетной ответственности (OBR) – правительственного органа по контролю за налогами и расходами и является третьим по величине августовским заимствованием с момента начала ежемесячных записей в январе 1993 года.
«Более высокие, чем ожидалось, заимствования по-прежнему обусловлены расходами департаментов… которые на 8,5 млрд фунтов превысили прогноз», – заявили в пятницу в OBR. В результате общая сумма заимствований в этом году достигла 64,1 млрд фунтов стерлингов, что на 6,2 млрд фунтов стерлингов больше, чем 57,8 млрд фунтов стерлингов, прогнозировавшихся OBR еще в марте.
«По предварительным оценкам, задолженность равна годовой стоимости всего, что произведено в экономике Великобритании», – заявили в пятницу в ONS.
Превышение произошло даже на фоне того, что налоговые поступления превысили официальные прогнозы благодаря резкому росту поступлений НДС, который был вызван резким ростом цен. Эти поступления на 7,8 млрд фунтов стерлингов превысили прогноз OBR только на этот финансовый год. Однако поступления подоходного налога разочаровывают второй месяц подряд.
Алекс Керр, экономист Capital Economics, сказал, что это, скорее всего, отражает «слабый рост занятости в этом году».
Рост заимствований был вызван увеличением государственных расходов, которые, по мнению ONS, еще не учитывают инфляционные выплаты, объявленные Рейчел Ривз в первые несколько недель пребывания у власти.
Сделки по выплате зарплат на сумму около 10 млрд фунтов стерлингов привели к образованию «черной дыры» в 22 млрд фунтов стерлингов в государственных финансах на фоне значительного перерасхода бюджетных средств в департаментах, который, как утверждает мисс Ривз, был создан под руководством тори.
Однако, по мнению аналитиков, улучшение экономического фона даст мисс Ривз больше возможностей для соблюдения так называемых фискальных правил. Существует также предположение, что она изменит эти правила, чтобы предоставить ей еще больше возможностей для их соблюдения.
Ожидается, что решение Банка Англии замедлить активные продажи облигаций в следующем году также высвободит дополнительные 10 млрд фунтов стерлингов, которые коллеги канцлера призывают использовать для отмены сокращения выплат на зимнее топливо.
Мистер Керр сказал: «Улучшение экономического фона с марта и введение пятилетнего фискального правила означает, что OBR может предоставить канцлеру больше свободы действий, чем 8,9 млрд фунтов стерлингов в мартовском бюджете, возможно, около 22 млрд фунтов стерлингов. Тем не менее, она может решить сохранить большую часть любого увеличения резерва для будущих фискальных мероприятий. Мы считаем, что она увеличит расходы на 16 млрд фунтов стерлингов в год и повысит налоги примерно на 16 млрд фунтов стерлингов в год, чтобы оплатить их».
Комментируя цифры, Даррен Джонс, главный секретарь казначейства, сказал: “Когда мы пришли к власти, мы унаследовали экономику, которая работала не на благо трудящихся. Сегодняшние данные показывают самый высокий уровень заимствований за август за всю историю наблюдений, за исключением пандемии.
«Долг составляет 100% ВВП, это самый высокий уровень с 1960-х годов. Из-за черной дыры в наших государственных финансах в размере 22 миллиардов фунтов стерлингов, которую мы унаследовали только в этом году, мы сейчас принимаем трудные решения, чтобы исправить основы нашей экономики, чтобы мы могли восстановить Британию и улучшить благосостояние каждой части страны».