Разведчик Ту-214Р может стать очередной жертвой компании против российского авиапрома
Автор – Максон
4 января этого года «Известия» сообщили, что «Минобороны планирует отказаться от закупки самолёта-разведчика Ту-214Р». Ссылаясь при этом на неназванный «источник в Генштабе ВС РФ». По словам данного источника «Главное разведывательное управление, к которому относится самолёт, осталось недовольно машиной в первую очередь продолжительностью полёта и готовит письмо с претензиями на имя министра с предложением отказаться от дальнейших закупок Ту-214Р». Уже это звучит странно, поскольку продолжительность полёта была известна военным ещё до оформления заказа на самолёт.
Однако этим не завершается список претензий, по словам того же «источника», для работы бортового оборудования «машина должна очень плавно выполнять полёт», а у Ту-214 для этого неподходящий планер – на малых скоростях он якобы теряет устойчивость и начинает «рыскать» и «пилотам приходится тратить много сил, чтобы его удерживать». При этом «источник» приводит для сравнения турбовинтовой Ил-20, который сейчас стоит на вооружении воздушной разведки, и который «способен кружить вокруг цели на сверхмалых скоростях до пяти часов».
Видимо, военный заказчик был не в курсе различий реактивного и турбовинтового самолётов, раз заказал реактивный, а требует от него особенностей турбовинтового...
На самом деле, все эти озвученные претензии показывают не недостатки нового Ту-214Р, который, как неоднократно отметили «Известия», был сфотографирован японцами (видимо намекая, что именно эти недостатки и позволили его фотографировать), а некомпетентность источника. Либо это враньё самой газеты, раз уж источник не называется. У нас есть свой альтернативный источник, гораздо более близкий к проведению испытаний. Я тоже не буду его называть, пусть читатель сам подумает, чьим словам следует больше доверять. Он заявил следующее:
«Я лично знаю и беседовал с тем самым командиром разведывательного отряда и его штурманом, который проводил экипаж по данному маршруту вдоль берегов Японии. И могу сказать что экипажу самолёт понравился, они от него в восторге. Кое какие технические детали доработать стоит, но это мелочи. Будет введён специальный режим работы двигателей и автопилота для малых скоростей, хотя малые скорости ему не к чему, вполне подходит крейсерская т.к. это самолёт стратегической разведки (Ил-20 самолёт тактической фронтовой разведки). Продолжительность полёта очень хорошая, можно летать вокруг Японии, 10-14 часов. Чтобы от него отказаться речи нет, врут «Известия»…»
Ну, насчёт того, что происходит в недрах Генштаба, мой источник знать не может. Это лётчик, а не штабист. Но то, что испытания прошли успешно, что экипаж самолётом доволен, он знает точно. И разницу в назначении Ил-20 и Ту-214Р понимает очень хорошо, поскольку сам летает на Ил-20. И возникает вопрос: кто же тут врёт? Кто лукавит? Сама статья в «Известиях» даёт подсказку:
Главный редактор отраслевого портала «Авиапорт» Олег Пантелеев пояснил «Известиям», что военные лукавят, предъявляя претензии конструкторам самолёта. – Военные с самого начала знали параметры базовой модели Ту-214, его минимальную скорость барражирования, дальность полёта, время нахождения в воздухе. Поэтому если их что-то не устраивало, нужно было сразу об этом говорить. Бессмысленно ожидать от реактивного самолёта таких же характеристик, как от турбовинтового. Поэтому здесь единственный вариант – не морочить голову конструкторам, а взять другой самолёт, – пояснил Пантелеев.
Тут я не стал бы следовать подсказке «Известий» напрямую. Зачем военным-то тут лукавить? Характеристики самолёта были известны заранее и для стратегического разведчика они идеальны. Нет никаких претензий к конструкторам, их быть не может. Самолёт отлетал прекрасно, и он не «стелс», фотографировать себя позволяет. Пусть японцы полюбуются, незачем намекать постоянно на данный факт, этот разведчик просто не должен входить в зону действия ПВО противника. Продолжительность полёта более 10 часов и это много больше, чем у Ил-20. И он не является его заменой, это другого класса машина, в нём разведывательного оборудования в два раза больше.
Да, тактический разведчик Ил-20 тоже требует замены и потому можно вести разговоры про Ил-114, давно разработанный для замены самолётов данного класса. Но у нас вместо производства Ил-114 (вполне удачного и до сих пор современного!) предпочитают закупать ATR-72, плохо приспособленного к климату России. 2 апреля 2012 года ATR-72 потерпел катастрофу под Тюменью, основная версия причины – обледенение. Но катастрофы не учат наших чиновников от авиапрома. Скорее они их используют в своих целях. Как? Об этом чуть ниже.
29 декабря прошлого года самолёт Ту-204 с бортовым номером RA 64047 авиакомпании Red Wings при посадке во Внуково выкатился за пределы ВПП и потерпел крушение. СМИ очень долго и подробно смаковали эту катастрофу. Погибло 5 человек из экипажа самолёта, пассажиров на борту не было.
По результатам расследования МАК причиной послужило не срабатывание системы реверса. СМИ тут же вспомнили подобное же происшествие с Ту-204 21 декабря 2012 года в новосибирском аэропорту «Толмачево», всего за неделю до этого. Потом вдруг обнаружилось, что в течение декабря было аж 5 подобных инцидентов с самолётами Ту-204 Red Wings. И это позволило «Росавиции» высказать намерение отозвать лётный сертификат Red Wings. Притом, что Red Wings является основным на данный момент эксплуатантом Ту-204 – в компании 8 лайнеров этого типа. И формально всё правильно, если эксплуатация данного самолёта опасна, то её нужно запретить. Однако Ту-204 летают далеко не первый год, и подобных неприятностей с ним ранее не замечалось. А Ту-214 вообще летал более десятка лет и считался очень экономичным и надёжным. Но к настоящему времени все эксплуатанты тушек либо обанкротились, либо лишены лицензии. Об этом здесь уже писалось.
Хотя, сделаю тут небольшую ремарку. Эксплуатантами Ту-204 являются пока ещё «Владивосток Авиа» (6 Ту-214) и «Трансаэро» (2 Ту-204С и 3 Ту-214), кроме этого 3 грузовых Ту-204С использует «Авиастар-ТУ». После банкротства «Владивосток Авиа» в ноябре 2011 года её контрольный пакет акций был приобретён «Аэрофлотом». Национальный перевозчик хотел сделать «Владивосток Авиа» своим региональным подразделением, которое будет осуществлять перевозки исключительно на Дальнем Востоке.
В этой связи в 2012 году была запланирована реорганизация авиапарка «Владивосток Авиа»: дальнемагистральные лайнеры Ту-204-300 и А330 должны быть выведены из эксплуатации, и парк будет состоять только из средне- и ближнемагистральных самолётов семейств А320, Сухой Суперджет 100 и, возможно, Ан-148. То есть, «Аэрофлот» должен был выполнить планы «Ростехнологий» по ликвидации Ту-204 у эксплуатантов. Однако, по каким-то причинам, осуществление этих планов затянулось, и Ту-204 до сих пор летает из Владивостока в Сеул и Читу. Национальный перевозчик, принципиально отказывающийся от отечественной техники, не стал пока отказываться от её использования в регионах. Одного желания оказалось мало, для замены самолётов нужны ещё и деньги. Но, как сообщает Википедия, в 2013 году уж точно деньги для этого найдут. Чтобы отправить «тушки» на слом свои же банки выделят деньги.
Про «Трансаэро» тоже писалось. Компания использует Ту-214 и заказывала их ещё, но АОК аннулировал заказ по своим соображениям предложив вместо тушек Суперджет. По той же стоимости, но берущий на борт в два раза меньше пассажиров и летающий на расстояние в два раза меньше. Отвертеться от такого «выгодного» предложения «Трансаэро» не смогла.
К этому нужно добавить, что эффективной эксплуатации в авиакомпании можно добиться, только если самолётов одного типа более десятка. Тогда обслуживание самолёта не столь накладно, оно распределяется на весь парк. Поэтому 3 Ту-214 «Трансаэро» могут стать обузой для компании, чего, видимо, и добивалось руководство ОАК (бывшее, в лице Погосяна).
Как бы там ни было, «последним из магикан» остаётся компания Лебедева Red Wings, имеющая теперь лишь 8 Ту-204. Эта частная компания почему-то до сих пор воюет с российскими чиновниками за этот самолёт. И война эта началась не после катастрофы во Внуково, «Росавиация» ещё в апреле 2012 года грозила лишить перевозчика лицензии. Тогда у Росавиации «возникли вопросы по аттестации недавно назначенного гендиректора перевозчика Леонида Ицкова». На эти «вопросы» Лебедеву как-то удалось ответить. Но теперь за него взялись всерьёз.
Я ещё раз хочу отметить странность ситуации – государственная компания «Аэрофлот» летает на «Боингах» и «Аэрбасах» и пользуется всевозможными преференциями от государства (к примеру, кредиты на лизинг «Боингов» от ВТБ), а частная компания Red Wings, использующая отечественные «тушки», подвергается всяческим гонениям. И не одна она! Я приводил примеры с банкротствами компаний, эксплуатирующих Ту-214. На волне кризиса 2008 года их можно было бы и поддержать, но правительство предпочло этого не делать. Оно было озабочено созданием новой авиакомпании под крылом «Ростехнологий», куда планировали собрать все активы банкротов. Все, кроме Ту-214, которые почему-то считались «морально устаревшими».
Авиакомпании создать не удалось, но закупить 50 Боингов на $2,5 млрд успели. И когда эти «морально устаревшие» Ту-214, которые были пущены с молотка, решила приобрести небольшая, но независимая в своих решениях авиакомпания «Аэростарз», то её тут же лишили лицензии. Та самая «Росавиация» проявила вдруг бдительность и активность. Оказалось, что у компании есть нарушения регламента наработки часов на самолётах! Строгость подобного решения контрастирует с либеральным отношением к перевозчикам, использующим импортную технику.
И тут я тоже приведу пример катастрофы аэробуса А310 в Иркутске. Внимательно отнеситесь к причинам – самолёт «не сумел остановиться на взлётно-посадочной полосе, выкатился за её пределы и врезался в расположенный неподалёку гаражный комплекс». Последовавшее расследование показало, что самолёт «был сброшен с полосы левым двигателем, внезапно перешедшим во взлётный режим в момент включения реверса правого двигателя». Из 203 человек, находившихся на борту, в результате возникшего пожара погибло 124 человека.
Аварию списали на ошибку пилотов, хотя расследование МАК показало, что неисправность системы реверса А-310 была известна до вылета, и это почему-то не нарушало правил эксплуатации данного судна. Хотя на момент вылета там было 5 неустранённых отказов!
Были ли сделаны оргвыводы из катастрофы, где 124 человека сгорело заживо? Нет! И СМИ не так активно смаковали гибель людей, хотя обычно отводят на это основное время.
Зато «Росавиация» лишает лицензии перевозчика, где нарушался лишь налёт по часам. И я не вижу тут логики, я вижу вполне очевидную политику. И уж эта политика обязательно сработает теперь в отношении Red Wings. На Ту-204 будет поставлен окончательный крест. А с этим крест будет поставлен и на всём российском авиапроме. То, что Суперджет является ещё одним инструментом его уничтожения я уже писал. Банкротство ГСС не за горами, оно, очевидно, и было запланировано изначально. Но дело своё компания Погосяна сделала, сыграв роль финансового шунта, откачавшего финансирование из всего российского авиапрома.
Возвращаясь же к началу разговора о разведчике Ту-214Р, который тоже оказался «плохим самолётом», отмечу масштаб организационной деятельности маркетингового отдела «Боинга». Ну, про откаты в 10% от стоимости приобретаемого самолёта слухи ходят давно и уже не удивляют. Поэтому поведение отдельных чиновников ОАК и «Росавиации» объяснить легко. Однако дело тут не касается лишь подкупа чиновников. Деятельность по разрушению российского авиапрома, по уничтожению потенциально опасного конкурента – Ту-204СМ, поражает своей масштабностью! СМИ, политики, чиновники, банки, лизинговые компании, всё задействовано.
Напомню, что Ту-204СМ – принципиально новая машина, несмотря на старое название. Там новая авионика, новый двигатель, новая ВСУ. И при меньших изменениях западные компании дают очень громкие названия своим лайнерам. И если прежние машины Туполева семейства Ту-204 можно было в чём-то упрекнуть (к примеру, требование бортинженера), то Ту-204СМ уже не в чём. Он полностью на уровне, современная авионика позволяет обходиться без бортинженера, планер очень современный с отличной аэродинамикой, экономичные двигатели. И стоит в 5 раз меньше западного аналога. Что ещё нужно? А нужен кредит банка на его лизинг. Его-то наш авиаперевозчик и не получит. Зато с лёгкостью получит на лизинг старого Боинга.
И мало того, участившиеся вдруг инциденты с Ту-204 в декабре дают основание полагать, что и спецслужбы тут не в стороне. Боинг – не простая корпорация, это часть американского ВПК, часть государственной военной машины. В её интересах уничтожить российского конкурента, имеющего развитую техническую школу ещё со времён СССР. И спецслужбы для этого вполне могут быть задействованы. Для них устроить небольшие неполадки в системе реверса самолёта дело не сложное. На теракт это не должно походить, это должно походить именно на неполадки. И потому испортить смазку в двигателях Ту-204 дело не слишком сложное.
Ведь когда-то ЦРУ уже использовало саботаж для организации катастроф советских ракет и даже организовывало угон самолётов. Сегодня в задачах ЦРУ стоит не только саботаж, но и промышленный шпионаж, вполне официально. Понятно, что участие спецслужб – лишь версия, которая исходит из странных совпадений, доказательств нет. Но самолёт ведь летал уже многие годы без инцидентов. Почему вдруг сейчас? И почему «Известия» публикуют свою «утку» про отказ Минобороны от Ту-214Р сразу после истории с катастрофой во Внуково? И эти постоянные попытки «Росавиации» лишить лицензии основного эксплуатанта Ту-204? Я не верю тут в случайные совпадения. Жертва не могла восемь раз случайно упасть на один и тот же нож.
И я хочу напомнить, о чём собственно идёт речь. О разделе авиационного рынка в десятки миллиардов долларов.
Потребности российского рынка в самолётах класса Ту-204 – это около сотни машин в год! В 2011 году авиапарк страны пополнили 150 самолётов. И, конечно, не от отечественных производителей. Слова про то, что сами авиакомпании тут решают, вовсе не верны. Решают тут лизинговые компании, которые тоже не самостоятельно принимают решения – их финансируют банки. Те же закупки «Ростехнологиями» Боингов финансировал американский банк. Его кредит был увязан именно с закупкой конкретных лайнеров Боинга.
Кто платит, тот и музыку заказывает. И если мы хотим свой отечественный авиапром, то исправлять ситуацию тут придётся не только с искоренением коррупции чиновников. Кредитную политику отечественных банков тоже придётся корректировать.