Россия начинает "специальную культурную операцию": Конец "Чёрной легенды"
Автор – Александр Бабицкий
"Чёрная легенда" о России – один из основных двигателей современной западной цивилизации.
Без создаваемого на протяжении нескольких столетий образа "врага цивилизации" продвигать так называемые "идеалы свободы, равенства, братства" (а теперь ещё и толерантности) было бы гораздо сложнее. И здесь как нельзя кстати пришёлся постоянно мутирующий миф о страшном, диком, огромном пространстве на Востоке, населённом ещё более дикими, страшными и агрессивными людьми (по неведомой логике ещё и "напичканном" богатейшими ресурсами).
А одним из понятий истории России, непременно вспоминаемых при каждом упоминании "чёрной легенды", является "опричнина". Как начнут "цивилизованные" люди на Западе и местные либералы друг друга русскими стращать – так непременно опричнину и вспомнят.
В последний раз совсем недавно вспомнили – и тут, неожиданно на первый взгляд, возникает тема культуры…
"Опричнина возникла не на пустом месте"
На этот раз тему опричнины как инструмента террора в руках жестокого государства извлекли на свет отечественные либералы. Поводом стала объявленная президентом России программа по подготовке управленческих кадров из числа ветеранов и участников СВО с говорящим названием "Время героев".
Поборники "демократии" тут же усмотрели в инициативе главы государства скрытый коварный замысел: ну вот же она, новая опричнина. Наберёт, дескать, Путин себе верных "головорезов" из числа только что вернувшихся с фронта и будет уже в открытую "расправляться с инакомыслящими". Ну всё же по стандартам царя Иоанна IV Васильевича, прозванного Грозным, с его опричниками…
Тему подхватил Никита Михалков в очередном выпуске авторской программы "Бесогон ТВ" – но уже в ином ключе:
А как она возникла, опричнина [в XVI столетии, в эпоху Иоанна Грозного]? <…> Она возникла не на пустом месте. Она возникла в борьбе с олигархатом того времени. С боярами. Когда они потеряли реальное представление о действительности <…> И тогда функции управления Иван Васильевич стал передавать способным, но, может быть, не таким именитым людям.
Никита Михалков. Скриншот: телеграм-канал "Бесогон"
При этом Никита Сергеевич напомнил, что история показала – опасения по поводу антигосударственной позиции боярства оказались оправданны. Ведь именно эти "олигархи своего времени" в начале XVII века стали главными, наряду с польскими интервентами, действующими лицами Смуты, поставившей Русскую Цивилизацию на грань полного исчезновения. И лишь путём объединения народных масс – сначала вокруг идеи освобождения Родины от иноземных захватчиков, а затем вокруг новой царской династии Романовых – удалось выбраться из этого страшного кризиса.
Призывы к немедленному действию, возгласы "Гойда"… Опричнина 2.0 началась?
Понятно – но при чём здесь культура, поинтересуется любознательный читатель.
Вопрос в большей степени риторический – очевидно, что именно культура (а также образование) стала той сферой русской жизни, через которую либеральный Запад отравляет сознание и душу нашего народа. И позиции глобалистских носителей и распространителей "мировых культурных тенденций" оказались настолько прочны, что даже на третьем году проведения СВО их влияние остаётся весьма серьёзным.
Всё тот же пошлый бездарный шоу-бизнес , всё те же агенты либерального влияния в кинематографе по-прежнему непобеждённое либеральное наследие в театре и в литературе – традиционными способами справиться со всем этим до сих пор не получается.
Поэтому предложения о необходимости экстренных мер по очищению отечественной культуры уже звучат. В некоторых случаях опричнина упоминается напрямую.
Так, в октябре 2022 года актёр, сценарист, общественный деятель Иван Охлобыстин публично призвал власти и общество к "немедленному действию" и закончил свой призыв возгласом: "Гойда!". Незамедлительно нашлись специалисты, которые заявили, что клич "Гойда" фигурирует в русской истории лишь в одном контексте: так, по сообщению западных (! – "чёрная легенда" о России родилась как раз в то время…) историков, кричали опричники Иоанна IV во время совершения казней и прочих беззаконий.
"Разумеется, нас обманут…"
Подобные упоминания о возгласе "Гойда" в источниках действительно есть, но не стоит считать, что это выражение исключительно "опричное". Слово тюркского происхождения "гойда" активно используется в русском языке по сей день – в варианте "айда".
Но соответствующее направление мысли Охлобыстин задал. Тем более что в связи с пресловутой "голой вечеринкой" Анастасии Ивлеевой общественный деятель обозначил современной культурной сферы:
Разумеется, нас обманут, разумеется, все шлюхи и пидоры, участвующие в "голой вечеринке" Ивлеевой, сразу после новогоднего поздравления Президента будут тешить нас ласковыми песнями про любовь и верность. <…> Разумеется, так и будет. Ну не переснимать же за неделю до Нового года зашкваренных "народных артистов" на Акима Апачева или Джанго?!
Готовы взяться за решительные действия по очищению русской культуры от наследия господства либералов и на другом фланге общественно-политической жизни. Писатель и участник спецоперации Захар Прилепин, известный своими левыми, социалистическими взглядами, открыто заявляет о том, что либералы в искусстве и шоу-бизнесе являются врагами России.
Более того, Прилепин в своих соцсетях регулярно размещает короткие заметки, ярко иллюстрирующие позицию того или иного артиста или представителя "творческой интеллигенции" в отношении СВО, России и русского народа.
Причём это не только напоминания "звёзд" или указания на те "пароли", которыми обмениваются между собой предатели (вроде отсылок к творчеству Булата Окуджавы). Прилепин обращает внимание на то, что антирусскую позицию заняли и многие куда менее известные деятели культуры "второго эшелона".
Например, актриса Варвара Шмыкова, после 24 февраля 2022 года в Европу, разругавшаяся с родными и не собирающаяся возвращаться. Или писатель и переводчик Алексей Поляринов, также и именующий Путина "военным преступником", а народ России – "все эти люди, которые его обслуживают".
Так что можно констатировать, что техническая работа уже проведена и даже предварительные списки тех, от кого нужно очистить нашу современную культуру, уже составлены.
Опасности "инициативы снизу"
Однако с воплощением в жизнь идеи "культурной опричнины" – не "кровавого террора", как уже успели расписать на Западе, а очищения от тех элементов, которые не связаны с национальной культурой и сами себя с ней не идентифицируют – есть некоторые проблемы.
Ключевое понятие опричнины XVI века – это была государственная политика, инициированная сверху. Царь для борьбы с "олигархатом" (ещё остававшимися удельными князьями и боярством) использовал новый инструмент в лице преданных лично ему опричников.
Намечающаяся же в XXI столетии "культурная опричнина" – это инициатива снизу, от патриотических сил самого разного политического и идеологического спектра. Да, эти силы объединяет решимость защищать Родину от нападений коллективного Запада на всех фронтах и осознание либералов как своих заклятых врагов. Однако как в дальнейшем смогут сосуществовать представители различных мировоззрений?
Например, тот же Иван Охлобыстин – священник Русской Православной Церкви (находится под запретом по собственному прошению) и сторонник монархического государственного устройства. А Захар Прилепин – убеждённый сторонник коммунистических идей, оценивающий деятельность Ленина и Сталина однозначно позитивно с точки зрения интересов русского народа.
Да, Охлобыстин и Прилепин дружат и стоят в одном строю против либералов и Запада. Но ведь идеологические разногласия рано или поздно дадут о себе знать не только в оценках прошлого, но и в определении картины будущего.
Кадры решают всё – и они есть
Выход между тем очевиден: нужно вернуться к традициям исторической опричнины.
Разумеется, после точки в предыдущем предложении перед глазами либеральной публики сразу возникли знакомые шаблонные образы: окровавленные топоры, притороченные к сёдлам мётла и собачьи головы, плахи…
Нет уж, охолонитесь, господа нехорошие, усмирите буйную фантазию – речь не об этом. Решительная политика в культуре должна проводиться так же, как борьба с боярами и князьями без малого 500 лет назад – по инициативе сверху, от государства, и под государственным контролем.
Тем более что возможности для этого есть. В том числе и кадровые: не случайно же те же либералы восприняли в штыки и с явной паникой недавнее назначение Елены Ямпольской советником президента России по культуре.
Ямпольская ярко проявила себя в качестве председателя профильного культурного комитета Государственной Думы. Вспомним лишь несколько эпизодов за последние месяцы.
В феврале 2023-го был принят так называемый "закон о русском языке", в разработке которого приняла активное участие Елена Александровна. Документ обозначил обязательные для использования нормативные словари грамматики и справочники, по которым должны определяться стандарты русского языка как государственного. Использование слов и выражений, не соответствующих данным нормам, запрещено. По словам Ямпольской:
Это вопрос не запретов, а защиты и сохранения родного языка. Например, поправка, которую мне удалось внести и которой я горжусь. Мы ввели критерий идентичности текстов на русском языке и на других языках. <…> Мы живём в России. У нас есть свой государственный язык, им является русский. Вот и всё. И ущемлять интересы русского языка по любому поводу ради любого креатива, ради любых фантазий, ради каких-то продаж на территории России недопустимо.
В начале 2024 года Государственная Дума приняла закон о конфискации имущества за преступления против государственной безопасности.
Не секрет, что в значительной степени изменения в законодательстве сузили простор для свободного выражения своих идей русофобами из числа "деятелей культуры". Отныне определена ответственность за дискредитацию Вооружённых сил и оправдание нацизма – а ведь распространение фейков про СВО и оды в честь националистического киевского режима были главным содержанием речей и постов в соцсетях от сбежавших за рубеж предателей.
Ямпольская сразу после принятия законопроекта отметила именно этот аспект, напомнив о появившейся возможности лишения государственных наград и почётных званий. А затем, в марте текущего года стала соавтором законопроекта о библиотечных фондах. Главное содержание будущего закона – закрыть свободный доступ в отечественные библиотеки для книг тех писателей, которые справедливо "заработали" статус иностранных агентов своими высказываниями и действиями против России.
Так что неудивительно, что новость о назначении Ямпольской советником президента по культуре – сама Елена Александровна отреагировала на известие словами "Осознаю масштаб ответственности. Приложу все силы. Служу России" – вызвал у либеральной творческой публики настоящий переполох.
Всевозможные "эксперты по культуре" тут же принялись гадать: уж не является ли новая должность для Ямпольской понижением в статусе и в реальных полномочиях? И просчитывать варианты для аппаратного, подковёрного снижения влияния Ямпольской на реальные процессы в государстве – например, посредством бывшего министра культуры либерала Михаила Швыдкого, сохраняющего пусть номинальные, но всё же управленческие должности.
Что с того?
Разумеется, сама, в одиночку Елена Ямпольская и никто другой с задачей кардинальных изменений в области культуры не справится.
Но показательно, что новый советник президента относится к числу людей, с именами которых патриотическая общественность связывает надежды на позитивные и скорейшие изменения на указанном направлении. На комплекс действий, которые телеграм-канал "Культурный фронт" обозначил как СКО – специальная культурная операция.
А то, что решительные действия в данном вопросе назрели и перезрели, очевидно. Слишком уж нагло ведут себя многочисленные "нетвойнисты" и участники "голой вечеринки", спустя считаные недели и месяцы снова появляющиеся в прайм-тайм федеральных телеканалов. Слишком уж вольготно до сих пор чувствуют себя либералы во всех сферах – от театров до музеев, от киноплощадок до онлайн-кинотеатров.
Между тем бездействие в культуре чревато серьёзными, подчас катастрофическими последствиями.
Во-первых, безнаказанность ободряет врагов к дальнейшим действиям против России. Во-вторых, население находится в состоянии пугающей двойственности: вроде со всех сторон говорят про патриотизм – но по ТВ по-прежнему Киркоров и Ревва. В-третьих, продолжающееся засилье либералов оказывает обескураживающее воздействие на участников спецоперации, которые воюют с внешним врагом, имея за спиной явного внутреннего врага.
Так что действия необходимы и немедленно. А уж как их обозначить – "культурная опричнина" или "специальная культурная операция", это никогда не поздно придумать.
Пятая колонна – почему она сегодня так сильна в России?