СВО-2024: итоги лета
Автор – Петр Скоробогатый
Итоги летней военной кампании в зоне СВО на первый взгляд могут показаться неоднозначными. Любители измерять успехи сторон в площадях занятой территории приводят обескураживающие цифры: за три месяца, с июня по август, российская армия взяла под контроль примерно 850 кв. км, тогда как в результате прорыва в Курской области украинские военные захватили порядка 920 кв. км. Правда, если взять временной отрезок шире, за последний год, это будет единственный успех ВСУ, а пропорция изменится: в результате непрекращающегося наступления ВС РФ заняли в целом 1660 кв. км территории противника.
Важнее качественный анализ военной активности сторон. Российская армия отодвинула фронт от Донецка, ликвидировала все монументально укрепленные линии обороны, воздвигнутые украинцами начиная с 2014 года и после стабилизации фронта в 2022-м, взломала авдеевский укрепрайон и прорвала фронт, осуществив резкий спурт в сторону Красноармейска (Покровска), ключевого опорного узла ВСУ на Западном Донбассе. А вторжение противника в Курской области только купировала, оставив его ликвидацию на потом: в том, что украинская армия не сможет удержать занятый плацдарм в случае серьезного давления ВС РФ, нет никаких сомнений.
Работа расчета гаубицы «Гиацинт-Б» в зоне СВО
Военное строительство
Строго говоря, сезонные рамки военных кампаний в СВО давно размылись: Россия так вообще продвигается без заметных передышек вот уже почти год, перенося огневое и штурмовое давление с одного направления на другое. Хотя, конечно, логистика и обеспечение не могут игнорировать раскисшие дороги, а закрепляться в «зеленках» под бдительным надзором роя БПЛА проще летом. Зимой же логично проводить штурмовые действия в городской застройке. Но, повторим, для украинского фронта эти условия войны пока не столь актуальны – уж больно много позиционных сражений, не так велика зависимость от вечно «голодной» техники. Поэтому ход боевых действий логичнее рассматривать в годичном формате.
Осенью 2023 года провал наступательных операций ВСУ на запорожском и артемовском направлениях стал очевиден, опытные украинские группировки истощились, а западная техника была перебита. ВС РФ достойно выдержали натиск противника и перешли к наступательному давлению с переменным успехом.
Уже тогда для Киева была разработана стратегия обороны, которая подразумевала удержание позиционной линии фронта за счет пехотных ресурсов на подготовленных позициях, с опорой на урбанизированную застройку, промзоны и терриконы – все, чем так характерен ландшафт Донбасса.
Свой формат «войны на истощение» России украинцы также пытались реализовать через дистанционные удары по Крыму, приграничным территориям, кораблям Черноморского флота (который в итоге удалось загнать в Новороссийск), НПЗ и нефтебазам, аэродромам и военным частям.
Военная ситуация в зоне СВО на 06.09.2024
Развитие масштабной программы по беспилотникам и передача западных ракет всячески этому способствовали. Длительная заминка с оформлением военной помощи США из-за демарша республиканцев в Конгрессе не должна смущать: основные технические ресурсы для ВСУ по-прежнему передаются из Европы и на европейские деньги, а масштабировать поставки просто не планировали – для позиционной обороны должно было хватить, эскалировать ситуацию в США перед выборами не хотели. Особенно хорошо это заметно по долгожданной символической передаче Украине десятка F-16, которые прячутся на аэродромах восточноевропейских стран НАТО и используются в качестве ПВО для перехвата российских ракет.
Одновременно Киев перезагрузил программу мобилизации и активизировал насильственный набор в армию, при этом программы подготовки солдат сократились с полугода до месяца-двух. Это позволило сэкономить человеческий ресурс на первой линии и заняться подготовкой опытного боеспособного резерва. Привести сколь-либо достоверные цифры по численности ВСУ не представляется возможным, манипуляции Киева с информацией хорошо известны; кроме того, быстро растет число дезертиров, что признает военная прокуратура Украины, от мобилизации прячутся, а на фронте очевиден некомплект воюющих бригад.
С данными по российской армии, казалось бы, проще. Владимир Путин в начале лета заявил, что в зоне СВО находятся около 700 тыс. солдат, годом ранее было порядка 620 тыс. За 2023 год, по заявлению экс-министра обороны Сергея Шойгу, по контракту было набрано еще почти 540 тыс. человек. В этом году темпы снизились, но не критично. Это позволяет формировать новые части: они заняты подготовкой и боевым слаживанием, осваивают технику, то есть пока не поступают в зону СВО. По некоторым данным, к концу года Россия должна закончить формирование двух полноценных армий и расширить возможности нескольких военных округов. Это существенный резерв.
Уже в начале 2024 года российское командование начало формировать ГВ «Север» на сопредельных с Украиной территориях Белгородской, Брянской и Курской областей, похоже, имея представление о планах противника и уязвимости данного направления. Весной начались террористические (это не фигура речи, по-иному не скажешь) обстрелы жилых районов приграничья и самого Белгорода – без всякой цели, кассетами и ракетами, для устрашения населения. Можно и нужно рассмотреть вариант с провокацией: российское руководство во многом вынужденно начало операцию на харьковском направлении в попытке создать буферную зону и защитить мирные города, украинцы перебросили резервы, затяжные кровопролитные бои развернулись в районе Волчанска, где к середине лета обе стороны и завязли. Вероятно, очевидный фокус на Белгород в том числе и привел к тому, что командование ГВ «Север» пропустило удар на Курск.
Военная ситуация в Донбассе на 06.09.2024, красноармейское направление