Коммивояжёры невидимого фронта
Автор – Олег Одноколенко
Мало кто сомневается, что сетевой маркетинг западного происхождения стал политическим оружием, а вовлечённые в этот бизнес дистрибьюторы – потенциальными агентами, причём не только влияния
Уходя не ушли
Общество с ограниченной ответственностью «Гербалайф Интернэшнл РС» отличается от таких же сетевых компаний разве что ассортиментом и премиальным объёмом бизнеса, по данным за 2021 год – оборот «ООО» составил 5,8 миллиарда долларов. Сейчас, возможно, меньше, но кто подсчитывал, если после начала специальной военной операции компания перебралась в Казахстан и действует с сопредельной территории, используя не совсем прозрачные финансовые интернет-коммуникации.
Одно можно сказать с полной определённостью: перемена юридического адреса на казахстанский не повлияла на популярность продукции «Гербалайфа» в нашей стране. Контингент остался прежним – в основном дамочки, мечтающие вернуть изящные формы за счёт биологически активных добавок (БАД), и так называемые активные граждане или независимые дистрибьюторы – они же партнёры или распространители продукции (сбытовые агенты), проще говоря, коммивояжёры. А поскольку все хотят оставаться молодыми и красивыми как можно дольше и всем нужна работа, особенно в кризисных обстоятельствах, с кадрами у «Гербалайфа» проблем нет.
Нет проблем и у ещё 130 подобных фирм (это только самые активные), которые зашли на российский рынок в лихие времена, когда наша промышленность лежала на боку и была не в состоянии обеспечить население товарами народного потребления. В результате Россия оказалась на 17-м месте в мире по величине современного МLМ-рынка (MLM расшифровывается как multilevel marketing – многоуровневый, или сетевой, маркетинг), объём которого в 2022 году оценивался в 1,724 миллиарда долларов. При этом общее число занятых в структурах сетевого маркетинга (отметим, в основном зарубежного происхождения) достигало 6,17 миллиона человек, это примерно 10% всего работающего населения страны.
Реклама внушает – без «чудесных» БАДов не будет успехов ни в фитнесе, ни в жизни. © flickr.com/icdesignz
Можно сказать, целая армия коммивояжёров, предложивших свои услуги инозаказчикам. И это с учётом, что в июне безработица в России обновила исторический минимум – 3,1%. В 2009 году был другой порядок цифр – 8,3%, стало быть и армия независимых дистрибьюторов была многочисленнее. Коробейники с пакетами, наполненными косметикой, бытовой химией, медикаментами, различными «эликсирами жизни» и прочими колониальными товарами, кто помнит, буквально сновали по общественным местам.
Но это были, так сказать, полевые игроки, ещё не освоившие интернет-технологии. Теперь транзакции в основном перекочевали в Сеть – туда, где, собственно, и скрывается МLМ-дьявол.
Кстати, пандемия коронавируса практически не повлияла на объёмы сетевого маркетинга и состав участников. Но как только началась специальная военная операция, MLM-фигуранты западного происхождения дружно взяли под козырёк и сменили юрисдикцию. Удивляться чему не приходится, поскольку, например, у «Гербалайфа», «Мэри Кэй» (годовой оборот 2,6 млрд. долл.), «Ну Скин» (годовой оборот 2,695 млрд. долл.), «Амвэй» (годовой оборот 8,9 млрд. долл.) американские корни, а у «Орифлэйм косметикс» (годовой оборот 1,1 млрд. долл.) – шведские и т.д. Естественно, ослушаться приказа своих правительств они не могли, мы же убедились: на Западе Ordnung превыше всего, превыше любой демократии.
Тем более, что все MLM-компании находятся под «колпаком», то есть под прямым управлением WFDSA – Всемирной федерации ассоциаций прямых продаж, которая состоит из 57 национальных ассоциаций и одной региональной (Европейской ассоциации со штаб-квартирой в Брюсселе). А в совет директоров этой структуры входят руководители ведущих транснациональных компаний прямых продаж.
Чем не deep state? Это к тому, чтобы лучше понимать, с чем мы имеем дело, и что международная торговля в известной степени тоже продолжение политики, только другими – материальными средствами.