Новости Русского Мира
Честные и полезные новости для думающих людей

События в Ницце — победа французских спецслужб

15 июля 2016
Просмотров: 1997
По мнению специалиста, жертв могло быть гораздо больше.

Идеальная, широкая набережная, для того террориста-смертника — дави не хочу

Идеальная, широкая набережная, для того террориста-смертника — дави не хочу.

Андрей Сарвень, военный эксперт и инструктор по рукопашному бою, ответил на вопросы «КП» о том, как и для чего мог готовиться теракт в на юге Франции, унёсший жизни свыше 80 человек. Напомним, в ночь с четверга на пятницу во время салюта в честь Дня взятия Бастилии 31-летний выходец из Туниса прорвался на набережную за рулём грузовика и начал давить прохожих на протяжение нескольких километров.

Уровень противодействия джихадистам возрос

— Трагедия в Ницце — провал спецслужб?

— Я бы не стал прибегать к столь резким формулировкам. Идеальная (для террористов) картина бойни на Английской набережной выглядела бы так: грузовик таранит толпу, после этого в кузове взрывается от полутора до трёх тонн чего-нибудь фугасного. Или, простите мой цинизм, на оттуда худой конец выпрыгивает дюжина чертенят и открывает огонь по всему, что движется.

Но, как мы видим, атака ограничилась лишь первой фазой. Почему? Потому что у террористов не было возможности стянуть на территории Франции в одно место столько взрывчатки или столько вооружённых бойцов. Уровень противодействия джихадистам со стороны спецслужб, конечно, нельзя назвать высоким, но он, скажем так, ощутим.

— Зачем смертник вёз в кузове большое количество оружия?

Для ответа надо понимать логику, из которой исходят такого рода личности. Их цель — максимум трупов. Поэтому если бы после первого этапа террорист уцелел, он бы достал из кузова оружие и продолжил бойню до последней капли собственной крови. А сколько ему нужно жертв? Чем больше, тем лучше.

Впрочем, есть и другое логичное объяснение. Въезжающий в город грузовой транспорт, скорее всего, полиция проверяла (пусть бегло и поверху, но всё же проверяла), причём с собаками. А если ищейка почует внутри людей — сразу поднимет лай: их так дрессируют. Скорее всего, в грузовике сидели сообщники джихадиста, которые по окончании первой фазы теракта собирались выскочить и открыть огонь по людям. Но как только стало понятно, что их на подъезде обнаружат, боевики выскочили, а оружие осталось: сбегать с ним рискованно, можно привлечь внимание. В итоге первая фаза теракта (таран толпы) оказалась последней. Так что, если моя версия верна, то в ближайшее время полиция объявит о наличии у этого смертника сообщников.

Французские спецслужбы были готовы к попытке подрыва или массового расстрела — но никак не к прорыву на тяжёлой технике

Французские спецслужбы были готовы к попытке подрыва или массового расстрела — но никак не к прорыву на тяжёлой технике

Ни одного ажана с винтовкой

— Что вас поразило на видео с места трагедии?

— Этот ролик фиксирует работу полицейских в тот момент, когда грузовик уже остановился и ситуация пришла в состояние, что называется, «хуже уже не будет». На что хочу обратить внимание: у полицейских только пистолеты, ни одного офицера с винтовкой нет как на видео, так и, скорее всего, в зоне ближайшей досягаемости. А пистолет — слабоватое оружие для такого случая. Именно поэтому смертник и смог проехать по набережной два километра.

— Почему почти все следы от пуль находятся в правой части лобового стекла машины, хотя водитель-убийца сидел слева?

— Банальные промахи. Во-первых, в темноте из пистолета вести прицельный огонь по движущейся мишени достаточно сложно. Во-вторых, полицейские, конечно, целились по водительскому месту, но, как известно, грузовик вилял, ехал зигзагами, стараясь задавать побольше людей, поэтому неудивительно, что пули в этот момент ложились в правой части стекла.

— Как он мог проехать два километра, если по нему стреляли?

— К сожалению, чисто технически давить людей на ровной поверхности — ничего сложного, особых водительских качеств для этого не требуется. Пока полиция сообразит, что стрелять надо не в автомобиль, а в того, кто за рулём, пройдёт немало времени. Сообщают, что террористы поставили на грузовик бронированное стекло, но и обычная «лобовуха» достаточно прочна, чтобы изменить траекторию пулю и дефрагментировать её. Увы, как только грузовик прорвался на набережную, мгновенно и без значительных жертв остановить его стало практически невозможно.

Французские спецслужбы были готовы к попытке подрыва или массового расстрела — но никак не к прорыву на тяжёлой технике

Французские спецслужбы были готовы к попытке подрыва или массового расстрела — но никак не к прорыву на тяжёлой технике

— Но на подходах его задержать было реально?

— Противостоять подобной атаке, разумеется, можно: например, перехватив грузовик на подъезде. А если это не удалось — раскатав на подъездных улицах «ежи» — ленты с иглами. Но для этого надо было заранее знать, где именно террористы нанесут удар — и, самое главное, какую тактическую схему применят. Выдумывать новые методы нападения всегда проще, чем их предотвращать, а гарантированно отбить можно только ту тактическую схему атаки, которая уже хотя бы раз использовалась. Поэтому — хотя из служебной солидарности взгляд у меня, конечно, пристрастный, — французскую полицию упрекать за эту трагедию бессмысленно. Она была готовы к попытке подрыва или массового расстрела — но никак не к прорыву на тяжёлой технике (в данном случае — грузовике).

По мнению специалиста, террористы применяют ту же схему, что и сражавшиеся с французами боевики в Алжире 60 лет назад

По мнению специалиста, террористы применяют ту же схему, что и сражавшиеся с французами боевики в Алжире 60 лет назад

Следы алжирских партизан

— Вам такая схема теракта ничего не напомнила?

— Да, меня поразило, насколько метод сегодняшней атаки похож на то, что применяли ещё лет 60-65 назад боевики Фронта национально освобождения Алжира, который тогда принадлежал Франции. Их «методы борьбы» очень напоминали нынешние: так, первым крупным терактом в Алжире, с которого и началась война за независимость, был целенаправленный расстрел из автоматов школьного автобуса с французскими детьми. За этим последовали многочисленные подрывы, расстрелы в людных местах, атаки с использованием автомобилей — а дело, напомню ещё раз, происходило в 1950-е годы. Причём на стороне боевиков во время Алжирской войны выступали и этнические французы (по суду было казнено по меньшей мере 18 таких террористов) — то есть, как и сейчас, в немалой степени борьба носила идеологический характер, с вовлечением в подготовку терактов самих европейцев. Такое ощущение, что кто-то достал из стола ту же тактическую схему и использует её безо всяких изменений.

— Так всё-таки: перед нами провал спецслужб или нет?

— Надо понимать: нынешнее количество убитых и пострадавших в Ницце, — на сей день около ста человек, — это лишь малая часть того, что могло бы быть. Напомню, по аналогичной схеме происходил теракт в американском Оклахома-сити в 1995 году: религиозный экстремист взорвал в центре города начинённый взрывчаткой автомобиль, и тогда погибло 168 и ранено 680 человек.

Иными словами, то, что случилось в Ницце, а вернее, то, чего НЕ случилось, — это победа французских спецслужб.

Сходства и различия последних терактов во Франции

Сходства и различия последних терактов во Франции

Новости Русского Мира © 2014