Новости Русского Мира
Честные и полезные новости для думающих людей

Как сирийский конфликт переходит из военной фазы в дипломатическую

19 января 2017
Просмотров: 981
Американский сенатор-республиканец Джон Маккейн назвал Россию «главным игроком на Ближнем Востоке». При этом «ястреб» с Капитолийского холма констатировал, что США утратили роль лидера в регионе. В том же духе ранее высказалась верховный представитель ЕС по международным делам Федерика Могерини. После взятия Алеппо и затухания военной фазы конфликта многие еврочиновники перестали обвинять РФ во всех грехах. В преддверии переговоров в Астане, которые начнутся 23 января, они наперебой спешат выдвинуть свои планы по урегулированию сирийской проблемы. О том, с чем связана смена риторики непримиримых критиков России и почему она может оказаться лишь маскировкой для зарабатывания политических очков, — в материале RT.
Как сирийский конфликт переходит из военной фазы в дипломатическую

Другой вектор

Победа Дональда Трампа на президентских выборах в США и вероятная смена американского курса в отношении России заставили многих политиков по обе стороны Атлантики если не изменить свои убеждения, то по крайней мере заговорить по-иному. Так, ярый критик России Джон Маккейн признал её главным игроком на Ближнем Востоке. И в изменившихся «предлагаемых обстоятельствах» это, похоже, будет не единственный манёвр Маккейна.

«Думаю, это не последнее высказывание Маккейна, которое будет вызывать удивление и вопросы», — подтвердил RT директор Института США и Канады РАН Валерий Гарбузов.

Сейчас на повестке дня сирийский вопрос. Перед США стоит проблема выстраивания отношений с Сирией и согласования действий с Россией. Как поведёт себя Трамп — неизвестно. Пока его высказывания и в отношении России, и в отношении Сирии довольно противоречивы.

Однако, по мнению Гарбузова, очевидно, что будет вырабатываться новый внешнеполитический курс США по вопросу ИГ* и ситуации в Сирии. С этим связаны перемены настроений некоторых политиков. В частности, Маккейн своими заявлениями пытается встроиться в новые реалии.

Между строк

Откровения Маккейна о ведущей роли России на Ближнем Востоке были полны сожаления. Республиканец вынужденно признал тот факт, что Россия стала ключевым игроком на Ближнем Востоке, и отметил в этом заслугу Владимира Путина.

«Экономика России занимает всего 15-е место в мире, несмотря на это, она сейчас является крупнейшим игроком на Ближнем Востоке», — заявил Маккейн.

При этом сенатор посетовал на утрату позиций США на Ближнем Востоке.

«Нет ничего более значительного, чем то, что россияне, иранцы и турки пригласили США на мирную конференцию. США даже не являются её частью, они лишь приглашены. Так далеко дело ещё не заходило», — резюмировал сенатор. 

Плацдарм для наступления

Однако Маккейн не собирается сдаваться и переквалифицироваться в «голуби мира». Он по-прежнему намерен разговаривать с Россией с позиции силы. По мнению сенатора, сначала надо усилить американскую армию. И его слова о главенствующей роли России на Ближнем Востоке и утрате позиций США надо понимать как призыв к действию для новой администрации и подготовку плацдарма для новой атаки. При Трампе Маккейн будет лоббировать более агрессивную внешнюю политику, считает директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко.

«Маккейн предлагает идею более жёсткой внешней политики. Они и Обаму критиковали за то, что он недостаточно жёстко и наступательно себя ведёт, — прокомментировал ситуацию RT Минченко. — Это продолжение той же линии: не слушались нас — и получили доминирование России на Ближнем Востоке. Вот, мол, до чего довели США — они вынуждены договариваться с русскими». 

Искусство приспосабливаться

Позиция Европы в новых политических реалиях гораздо сложнее. Лидерам Евросоюза не остаётся ничего другого, как лавировать, подстраиваться под политический курс США и демонстрировать свою гибкость. Что и проделала Верховный представитель ЕС по международным делам Федерика Могерини, признав, что Россия может играть ключевую роль в урегулировании сирийского конфликта.

Как сирийский конфликт переходит из военной фазы в дипломатическую
  • globallookpress.com
  • © Li Muzi / Xinhua

«Европа должна будет учитывать новую позицию США. В этом отношении высказывание Могерини не неожиданно, — отметил в интервью RT руководитель отдела европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрий Данилов. — Трамп продемонстрировал готовность договариваться с Россией в вопросах борьбы с терроризмом и с ИГ*, прежде всего в Сирии. Европа как союзник США по антитеррористической коалиции, возглавляемой США, должна учитывать смену политической линии».

Перед Европой стоит ещё один важный вопрос — как сохранить свои позиции по Сирии и российским действиям в Сирии. Сделать это будет достаточно сложно. И проблема не только в перспективе изменения политики американской администрации. Главная причина — перемены в европейской политической среде.

«В нынешних условиях довольно сложно продолжать убеждать европейских избирателей в том, что главная опасность исходит от России, а отнюдь не от терроризма, особенно учитывая серию терактов, которые произошли в Европе в 2015-2016 годах, — пояснил Данилов. — Второй момент связан со сменой политических элит в Европе. Выборы в Германии и Франции ставят перед ЕС и европейскими институтами серьёзный вопрос, насколько смена политических элит в Германии и Франции позволит формировать общую политику безопасности Евросоюза, прежде всего в отношении Сирии».

Чтобы сохранить лицо в этой ситуации, лидеры ЕС вынуждены постепенно отказываться от антироссийской риторики. 

Скрытые мотивы

Эксперты полагают, что у заявлений Маккейна и Могерини есть и скрытые мотивы.

После завершения военной фазы урегулирования сирийского конфликта в дело вступят дипломаты. И в сложной большой дипломатической игре западные политики заранее наигрывают себе очки.

По ходу военной фазы операции антитеррористическая коалиция во главе с США проявляла себя не лучшим образом — их успехи ограничивались в основном пустыми декларациями. Но в новых условиях — торга, договорённостей и компромиссов — способность делать вовремя громкие заявления может дать определённые преимущества западным политикам.

Европейские чиновники уже начали наперебой высказывать планы по урегулированию сирийского конфликта. Свои пути выхода из кризиса предлагал министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер и ещё ряд влиятельных европейских политиков. А на днях Федерика Могерини заявила о намерении Евросоюза внести посильный вклад в переговорный процесс по Сирии под эгидой ООН: свои предложения евробюрократы собираются озвучить в феврале на предстоящих переговорах в Женеве.

Активизация лидеров ЕС во многом объясняется их опасением, что они быть отодвинуты на второй план в деле урегулирования сирийского конфликта.

«Во времена Обамы все еврочиновники плясали под русофобскую дудку: русские не борются с ИГ*. Сейчас у США исчезла русофобская риторика, и европейцы стали отрезвляться. За это время Россия достигла военных успехов в Сирии, — заявил в беседе с RT член президиума Академии геополитических проблем Араик Степанян. — Теперь европейцы начали говорить комплименты в адрес России, потому что поменялся формат и адрес переговоров. Раньше это была Женева, Европа, а теперь Астана, евразийский континент. Это очень мощный удар по самолюбию европейцев. Они начинают сыпать комплименты в адрес России, чтобы о них не забыли».

Как сирийский конфликт переходит из военной фазы в дипломатическую
  • globallookpress.com
  • © Xu Jinquan/Xinhua

Ещё одним сигналом изменения позиции ЕС стало то, что на декабрьском саммите Евросоюза не обсуждались новые ограничительные меры в отношении России из-за ситуации в Сирии. 

Хитрый ход

Некоторые аналитики полагают, что «пророссийские» фразы Маккейна и Могерини — хитрый политический ход, цель которого – заставить Россию принять на себя все издержки по дальнейшему урегулированию сирийского конфликта.

«И США, и Европа, судя по всему, хотят отойти на второй план, чтобы дать совершить все ошибки и понести все потери России», — сказал в интервью RT генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин.

По словам Мухина, такой незамысловатый ход (признание ведущей роли России на Ближнем Востоке. — RT) даёт России почувствовать себя ключевым игроком в регионе и принять на себя все издержки, которые там возникли благодаря неумелым действиям Европы и Америки. Маккейна и Могерини, довольно ярко выраженных русофобов, трудно заподозрить в том, что они будут встраиваться в игру Трампа «дружим с Россией».

*«Исламское государство» (ИГ) — террористическая организация, запрещённая на территории России.

Новости Русского Мира © 2014