Новости Русского Мира
Честные и полезные новости для думающих людей

Почему «Армата» и «Су-57» в массовых количествах не пойдут в армию России

16 февраля 2019
Просмотров: 2340

Рос­сий­ская армия будет пе­ре­во­ору­жать­ся сразу на шестое по­ко­ле­ние, минуя пятое

Как со­об­щил те­ле­ка­нал «Звезда» со ссыл­кой на ис­точ­ник в обо­рон­но-про­мыш­лен­ном ком­плек­се, до конца 2019 года во­ору­жен­ные силы страны по­лу­чат всего 12 но­вей­ших танков Т-14 «Армата». После мощной ре­клам­ной ком­па­нии 2017−2018 годов цифра вы­гля­дит обес­ку­ра­жи­ва­ю­щей.

Сна­ча­ла го­во­ри­лось о на­ра­щи­ва­нии парка лучших в мире ос­нов­ных боевых танков до 2300 машин к 2030−2035 годам. Позд­нее их ко­ли­че­ство вне­зап­но со­кра­ти­лось до 100 машин (при­мер­но со­от­вет­ству­ет одной тан­ко­вой бри­га­де трех­ба­та­льон­но­го со­ста­ва), зато с по­став­кой всего в те­че­ние года. Теперь же речь идет мак­си­мум об одной роте. Да еще с ого­вор­кой насчет рас­пре­де­ле­ния машин между раз­ны­ми ча­стя­ми.

Ка­сай­ся все только одних танков, си­ту­а­цию еще как-то можно было бы спи­сать на гри­ма­сы ка­пи­та­лиз­ма или фа­таль­ный, но в целом то­чеч­ный сбой. Однако весьма схожая кар­ти­на на­блю­да­ет­ся прак­ти­че­ски со всеми но­вей­ши­ми оте­че­ствен­ны­ми раз­ра­бот­ка­ми. За ис­клю­че­ни­ем стра­те­ги­че­ских. Вот где дела об­сто­ят дей­стви­тель­но хорошо, так это со стра­те­ги­че­ски­ми меж­кон­ти­нен­таль­ны­ми ядер­ны­ми ра­ке­та­ми, ги­пер­зву­ко­вы­ми глай­де­ра­ми и «По­сей­до­ном».

Тогда как по офи­ци­аль­ным данным, Т-14 ито­го­вую про­грам­му го­сис­пы­та­ний еще не за­кон­чил, тя­же­лые боевые машины пехоты К-17 «Бу­ме­ранг» в про­грам­ме по­ста­вок 2018−2019 годов похоже не фи­гу­ри­ру­ют вообще, судьба и сроки пе­ре­во­ору­же­ния ВКС на Су-57 также оста­ют­ся ту­ман­ны­ми. По самым оп­ти­ми­стич­ным про­гно­зам, в те­ку­щем году рос­сий­ская армия по­лу­чит всего дюжину но­вей­ших машин Су-57, ко­то­рых хватит на пе­ре­осна­ще­ние лишь двух эс­кад­ри­лий.

Су-57

Су-57

Все это на фоне по­сто­ян­ных ре­пор­та­жей о но­вей­ших раз­ра­бот­ках и даль­ней­ших мо­дер­ни­за­ци­ях. К «Армате» якобы начали раз­ра­ба­ты­вать мон­стру­оз­ное 152-мм орудие. В прессу явно со­зна­тель­но до­пу­ще­на утечка фо­то­гра­фий с те­сто­вой вы­кат­ки тя­же­ло­го раз­ве­ды­ва­тель­но-удар­но­го бес­пи­лот­ни­ка «Охот­ник-Б». Ас­сор­ти­мент анон­си­ро­ван­ных за про­шед­шие два года но­вей­ших ра­дио­элек­трон­ных систем, в первую оче­редь раз­вед­ки, це­ле­ука­за­ния и РЭБ, уже со­став­ля­ет об­шир­ный список.

Все упо­мя­ну­тое либо уже при­ня­то на во­ору­же­ние, либо пойдет в войска бук­валь­но со дня на день. Однако на прак­ти­ке ос­нов­ные сред­ства го­су­дар­ствен­но­го обо­рон­но­го заказа идут в по­дав­ля­ю­щем боль­шин­стве только на мо­дер­ни­за­цию уже су­ще­ству­ю­щих во­ору­же­ний. Почему так?

Ответ на вопрос вы­гля­дит до­воль­но неожи­дан­ным. То­таль­но­го пе­ре­во­ору­же­ния на упо­мя­ну­тые выше «си­сте­мы пятого по­ко­ле­ния» мы не увидим ни­ко­гда. Потому что даже для офи­ци­аль­но гос­под­ству­ю­щих взгля­дов на со­вре­мен­ную войну они под­хо­дят мало. Весной 1945 года для про­из­вод­ства одного танка Т-34 тре­бо­ва­лось 3230 нормо-часов или при­мер­но пять ка­лен­дар­ных ме­ся­цев. Бла­го­да­ря за­па­рал­ле­ли­ва­нию про­цес­сов фак­ти­че­ский срок ужи­мал­ся до трех. Бла­го­да­ря чему всего три вы­пус­кав­ших их завода (№ 183 в Нижнем Тагиле, № 112 в Горь­ком и № 174 в Омске) только в те­че­ние 1944−1945 годов сумели вы­пу­стить 12 551 машину модели Т-34−85, а «трид­цать­чет­ве­рок» всех типов за весь период Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны про­мыш­лен­ность про­из­ве­ла 35 467 штук, из ко­то­рых 80% были по­те­ря­ны в бою.

Точных данных по тру­до­ем­ко­сти из­го­тов­ле­ния Т-72Б3, на­равне с Т-90, со­став­ля­ю­ще­го основу со­вре­мен­но­го рос­сий­ско­го тан­ко­во­го парка, в от­кры­тых ис­точ­ни­ках нет. Однако из­вест­но, что машина по­лу­ча­ет­ся путем глу­бо­кой мо­дер­ни­за­ции модели Т-72В, на про­из­вод­ство ко­то­рой, даже с учетом до­стиг­ну­той оп­ти­ми­за­ции про­из­вод­ствен­ных про­цес­сов, тре­бу­ет­ся не менее 5040 нормо-часов. Так что в итоге цифра может пре­вы­шать 6200−6500 нормо-часов. И это еще немно­го. К при­ме­ру, из­го­тов­ле­ние Т-64А тре­бу­ет 11 045 нормо-часов.

Уралвагонзавод

Урал­ва­гон­за­вод

Иными сло­ва­ми, на по­лу­че­ние одного со­вре­мен­но­го ОБТ необ­хо­ди­мо без малого до года вре­ме­ни. Причем не только у нас. Выпуск фран­цуз­ско­го AMX-56 «Лек­лерк» за­ни­ма­ет более по­лу­то­ра лет. При­мер­но та же кар­ти­на на­блю­да­ет­ся везде, и в США, и в Гер­ма­нии, и в Японии, и в Южной Корее.

Опыт боевых дей­ствий в Сирии по­ка­зал, что в усло­ви­ях ны­неш­ней на­сы­щен­но­сти поля боя раз­но­го рода ПТРК танк на пе­ре­до­вой «живет» не более двух ме­ся­цев. На­при­мер, укра­ин­ская армия за июль-ок­тябрь 2014 года в боях в Дон­бас­се по­те­ря­ла свыше 900 танков. И это с опол­чен­ца­ми. Что уж го­во­рить о ре­гу­ляр­ной армии.

Из чего сле­ду­ет оче­вид­ный вывод: в своем ны­неш­нем виде армия любой про­мыш­лен­но раз­ви­той страны мира, во­ю­ю­щая против тех­но­ло­ги­че­ски и ре­сурс­но рав­но­го про­тив­ни­ка, «ста­чи­ва­ет­ся» в бою при­мер­но за 3−4 месяца, после чего про­мыш­лен­но­сти по­тре­бу­ет­ся не менее 2−3 лет для вос­пол­не­ния потерь.

На этом фоне по­след­ние до­сти­же­ния, при явных тех­ни­че­ских пре­иму­ще­ствах, тем не менее стра­те­ги­че­ски ока­зы­ва­ют­ся хуже. Они в разы дороже, слож­нее кон­струк­тив­но и экс­плу­а­та­ци­он­но, тре­бу­ют более вы­со­кой ква­ли­фи­ка­ции эки­па­жа, как пра­ви­ло, имеют су­ще­ствен­но мень­ший меж­ре­монт­ный ин­тер­вал, но при этом столь же явного так­ти­че­ско­го пре­вос­ход­ства на поле боя не обес­пе­чи­ва­ют. ДОТ про­тив­ни­ка, что но­вей­ший Т-14, что усту­па­ю­щий ему по но­визне Т-72В3, М-1 «Абрамс» или «Лео­пард-2» будут ко­вы­рять при­мер­но оди­на­ко­вое время.

Таким об­ра­зом, весьма ре­сур­со­за­трат­ное мас­со­вое пе­ре­во­ору­же­ние на «но­вин­ки» общего ито­го­во­го пе­ре­ве­са над про­тив­ни­ком не дает. Скорее, на­о­бо­рот, су­ще­ствен­но уве­ли­чи­ва­ет непри­ем­ле­мость риска потери.

Что по­ро­ди­ло два па­рал­лель­ных про­цес­са.

Первый за­клю­ча­ет­ся в по­пыт­ке со­здать «га­ран­ти­ро­ван­но непро­би­ва­е­мый танк». На­при­мер, об­ве­шав его мак­си­маль­но тол­стой до­пол­ни­тель­ной броней и/или осна­стив си­сте­ма­ми ак­тив­но­го про­ти­во­дей­ствия. В ре­клам­ных ро­ли­ках экс­пе­ри­мен­ты вы­гля­дят кра­си­во, однако прак­ти­че­ский ре­зуль­тат ока­зы­ва­ет­ся куда менее зна­чи­тель­ным. К тому же сто­и­мость мо­дер­ни­за­ции рас­хо­ды прак­ти­че­ски удва­и­ва­ет. Это осо­бен­но видно на про­ек­тах «тя­же­лых БМП».

Тяжелая БМП Т-15 модулем АУ220М.

Тя­же­лая БМП Т-15 мо­ду­лем АУ220М. "Армия – 2018"

Второй при­во­дит кон­струк­то­ров к идее пре­дель­но ав­то­ма­ти­че­ской тех­ни­ки, име­ну­е­мой дро­на­ми. При схожих уров­нях так­ти­ко-тех­ни­че­ских воз­мож­но­стей они стоят на два по­ряд­ка (!) де­шев­ле «пи­ло­ти­ру­е­мых эки­па­жем». И вот именно с этого мо­мен­та воз­ни­ка­ет при­чи­на, ввиду ко­то­рой аб­со­лют­но все, что оте­че­ствен­ные, что ино­стран­ные, «самые со­вре­мен­ные раз­ра­бот­ки в об­ла­сти оружия» еще до­воль­но долго в серию не пойдут, оста­ва­ясь лишь в неболь­шом ко­ли­че­стве для вой­ско­вых ис­пы­та­ний, как в усло­ви­ях к боевым при­бли­жен­ных, так и непо­сред­ствен­но в бою.

Начать стоит с окон­ча­тель­ной утра­той по­ни­ма­ния сути и ме­ха­низ­ма войны бу­ду­ще­го. Там, где оно со­хра­ня­ет­ся, как в СЯС, научно-тех­ни­че­ский про­гресс эф­фек­тив­ность по-преж­не­му де­мон­стри­ру­ет, ибо во­ен­ные оста­ют­ся спо­соб­ны сфор­му­ли­ро­вать внят­ное тех­за­да­ние ин­же­не­рам, ко­то­рое те могут «во­пло­тить в ме­тал­ле». А вот на море, в воз­ду­хе и, осо­бен­но, на суше – полный и ре­ши­тель­ный «затык». Но­вей­шие иг­руш­ки пред­ше­ствен­ни­ков пре­вос­хо­дят слиш­ком незна­чи­тель­но, зато точно будут усту­пать вско­ро­сти ожи­да­е­мо­му сле­ду­ю­ще­му по­ко­ле­нию средств во­ору­жен­ной борьбы.

К тому же об­ще­ство и армия пы­та­ют­ся еще найти способ любым спо­со­бом из­бе­жать потерь в личном со­ста­ве. Что тре­бу­ет убрать че­ло­ве­ка как можно дальше от пе­ре­до­вой. На­при­мер, пилоты, управ­ля­ю­щие аме­ри­кан­ски­ми удар­ны­ми дро­на­ми в Аф­га­ни­стане и Сирии, фи­зи­че­ски рас­по­ла­га­ют­ся на базах на тер­ри­то­рии США. В ре­зуль­та­те чего потеря бес­пи­лот­но­го са­мо­ле­та или танка озна­ча­ет лишь из­держ­ки на по­куп­ку нового «железа», без необ­хо­ди­мо­сти ре­ше­ния про­бле­мы «грузов 200 и 300».

Американский ударный БПЛА

Аме­ри­кан­ский удар­ный БПЛА "MQ-1 Predator"

До недав­не­го вре­ме­ни крайне узким местом ди­стан­ци­он­но­го управ­ле­ния яв­ля­лась уяз­ви­мость связи и кри­тич­ность за­паз­ды­ва­ния ре­ак­ции на из­ме­не­ние внеш­ней об­ста­нов­ки. Судя по пуб­ли­ка­ци­ям в от­кры­тых ис­точ­ни­ках, и то и другое, если и не по­лу­чи­лось окон­ча­тель­но решить, общее на­прав­ле­ние успеха уже най­де­но. Ин­же­не­ры тру­дят­ся только над прак­ти­че­ским во­пло­ще­ни­ем «в железе». Ве­ро­ят­но, им по­тре­бу­ет­ся пройти несколь­ко ите­ра­ций для уве­рен­но­го до­сти­же­ния цели, но дело уже много вре­ме­ни не займет.

А значит, услов­но говоря, пе­ре­ход на Су-57 стра­те­ги­че­ски уже не оку­пит­ся. При­мер­но как не оку­пи­лись у США пе­ре­хо­ды на F-22, В-2 и F-35. К тому же денег у нас сильно меньше аме­ри­кан­ско­го. Во­ен­ный бюджет в 716 млрд дол­ла­ров мы себе поз­во­лить не можем. В России на 2019 год на эти цели за­пла­ни­ро­ва­но 43,4 млрд, на 2020 – 43,5 млрд, на 2021 год – 43,62 млрд дол­ла­ров. Хочешь – не хочешь, а при­хо­дит­ся тща­тель­но вы­ве­рять эф­фек­тив­ность при­ни­ма­е­мых ре­ше­ний. Пока по уровню обо­ро­но­спо­соб­но­сти Москва од­но­знач­но пре­вос­хо­дит Ва­шинг­тон.

Так что про­стая, точнее тра­ди­ци­он­ная, гонка во­ору­же­ний нам явно не под­хо­дит. А став­шие в по­след­ние пол­то­ра де­ся­ти­ле­тия несим­мет­рич­ные ответы, как раз и ведут в об­ласть сильно неиз­ве­дан­но­го. Се­год­ня никто толком не может внятно опи­сать хотя бы в первом при­бли­же­нии ха­рак­тер поля боя бу­ду­ще­го. Все знают про дроны и РЭБ, но как оно все станет функ­ци­о­ни­ро­вать кон­крет­но?

Со­вре­мен­ная война, в сущ­но­сти, яв­ля­ет­ся более слож­ным ана­ло­гом игры камень-нож­ни­цы-бумага. Глав­ным сред­ством уни­что­же­ния танков яв­ля­ет­ся пехота и авиа­ция, против ко­то­рых «играют» ар­тил­ле­рия, ПВО и тоже авиа­ция, ко­то­рым в свою оче­редь про­ти­во­сто­ят ра­кет­чи­ки и та же самая пехота. В ин­тер­не­те полно до­ку­мен­таль­ных ре­пор­та­жей, когда тех­но­ло­ги­че­ски со­вре­мен­ная армия ока­зы­ва­ет­ся неспо­соб­ной от­ра­зить атаку ко­пе­еч­ных тех­ни­чек или шахид-мо­би­лей.

Боевики. Сирия.

Бо­е­ви­ки. Сирия.

От­сут­ствие внят­но­го по­ни­ма­ния бу­ду­ще­го ведет к фор­му­ли­ро­ва­нию, мягко говоря, стран­ных за­да­ний. На­гляд­ным тому при­ме­ром может слу­жить из­ра­иль­ская «тя­же­лая тан­кет­ка» Carmel. С одной сто­ро­ны, за­ду­ман­ная как нечто ма­лень­кое, про­стое и легкое, но уже раз­дув­ша­я­ся до воз­мож­но­сти ве­де­ния боя в ди­стан­ци­он­ном режиме в случае гибели эки­па­жа, из-за чего сильно при­ба­вив­шая в весе и очень по­тя­же­лев­шая в цене.

Иными сло­ва­ми, «пятое по­ко­ле­ние» оружия сильно опоз­да­ло к своему вре­ме­ни. Со­здан­ное скорее по инер­ции го­ноч­но­го про­цес­са, се­год­ня оно го­дит­ся в ос­нов­ном лишь для вы­ста­воч­ных шоу и от­дель­ных то­чеч­ных опе­ра­ций на вто­ро­сте­пен­ных ТВД. В этом и кро­ет­ся секрет столь стран­но­го, на первый взгляд, ны­неш­не­го «топ­та­ния на месте». «Пятое по­ко­ле­ние» ока­за­лось про­ме­жу­точ­ным. «По-се­рьез­но­му» армия пе­ре­во­ору­жать­ся станет не на него, а на сле­ду­ю­щее по­ко­ле­ние, ко­то­рое сейчас еще лишь со­зда­ет­ся в за­кры­тых КБ.

Новости Русского Мира © 2014