Новости Русского Мира
Честные и полезные новости для думающих людей

Воспитание жизнеспособного поколения средствами детско-юношеского туризма

06 марта 2019
Просмотров: 1248

 

Воспитание жизнеспособного поколения средствами детско-юношеского туризма

Му­си­ен­ко Алек­сандр Ва­лен­ти­но­вич, Ру­ко­во­ди­тель про­грамм про­ек­та «Лагерь навыка», пол­ков­ник спец­на­за ГРУ.


Данный доклад был пред­став­лен на вы­езд­ном со­ве­ща­нии Об­ще­ствен­ной Палаты РФ 26 фев­ра­ля 2019г. на ВВЦ.

Мы живем в очень неспо­кой­ном Мире. Россию, на­се­лен­ную 1,5 про­цен­та­ми на­се­ле­ния пла­не­ты, име­ю­щую до 40 про­цен­тов ми­ро­вых за­па­сов неко­то­рых по­лез­ных ис­ко­па­е­мых и ли­ди­ру­ю­щую по за­па­сам прес­ной воды, в покое эко­но­ми­че­ские кон­ку­рен­ты не оста­вят… И такая кон­ку­рент­ная борьба будет только на­рас­тать, неза­ви­си­мо от нашего го­су­дар­ствен­но­го строя, на­ци­о­наль­но­сти и фа­ми­лии Пре­зи­ден­та.

Я не просто так упо­мя­нул о за­па­сах прес­ной воды. По мнению многих экс­пер­тов, именно она станет самым вос­тре­бо­ван­ным то­ва­ром через 20-30 лет. То­ва­ром, аль­тер­на­ти­вы ко­то­ро­му не су­ще­ству­ет, в от­ли­чии от энер­го­но­си­те­лей, на ко­то­рых ба­зи­ру­ет­ся ми­ро­вая эко­но­ми­ка по­след­ние пол­ве­ка. Уже сейчас прес­ная вода яв­ля­ет­ся при­чи­ной войн и во­ору­жен­ных кон­флик­тов, сви­де­те­лем ко­то­рых я был лично в Аф­га­ни­стане, Эфи­о­пии и на гра­ни­це Уз­бе­ки­ста­на и Кир­ги­зии. Эко­ло­ги­че­ская си­ту­а­ции на пла­не­те такова, что запасы прес­ной воды ка­та­стро­фи­че­ски умень­ша­ют­ся, а на­се­ле­ние ее растет. Че­ло­век может обой­тись без боль­шин­ства то­ва­ров по­треб­ле­ния, но без воды больше недели не про­жи­вет … Только исходя из этого, мы должны четко осо­зна­вать, что угроза це­лост­но­сти России и ее су­ще­ство­ва­ния как го­су­дар­ства, будет только воз­рас­тать.

Кто же будет за­щи­щать нашу страну через пять, десять или два­дцать лет? Наши дети и внуки. Как за­щи­ща­ли ее ин­те­ре­сы в горах Аф­га­ни­ста­на внуки участ­ни­ков Ве­ли­кой оте­че­ствен­ной войны – по­ко­ле­ние, вы­рос­шее в 60 -70 годах про­шло­го века. Я, как и боль­шин­ство при­сут­ству­ю­щих в зале тоже от­но­шусь к нему. От того, на­сколь­ко жиз­не­спо­соб­но на­се­ле­ние страны, на­пря­мую за­ви­сит и жиз­не­спо­соб­ность го­су­дар­ства. Как ска­за­но выше, мне до­ве­лось быть непо­сред­ствен­ным участ­ни­ком боевых дей­ствий в Аф­га­ни­стане в частях спе­ци­аль­но­го на­зна­че­ния в долж­но­сти ко­ман­ди­ра группы и за­ме­сти­те­ля ко­ман­ди­ра роты спец­наз. Т.е. непо­сред­ствен­но участ­во­вать в боевых дей­стви­ях. По­ня­тие жиз­не­спо­соб­ность для меня не пустой звук. В слож­ней­ших при­род­но – кли­ма­ти­че­ских усло­ви­ях по­дав­ля­ю­щее боль­шин­ство со­вет­ских солдат и офи­це­ров про­де­мон­стри­ро­ва­ло вы­нос­ли­вость, твер­дость воли и силу духа, равной ко­то­рым у про­тив­ни­ка не было. Я давно дал себе ответ на вопрос, что дви­га­ло нами там, на чужой земле. Увы, не офи­ци­аль­но про­па­ган­ди­ру­е­мый ин­тер­на­ци­о­наль­ный долг и не только вер­ность при­ся­ге. Куда более силь­ным движ­ком был кол­лек­ти­визм. Это по­ня­тие вошло в наш быт после Ок­тябрь­ской ре­во­лю­ции, за­ме­нив су­ще­ство­вав­шую на Руси с древ­ней­ших времен об­щин­ность. Именно бла­го­да­ря ему или ей Россия вы­сто­я­ла в страш­ной войне 1941-1945 годов. Именно кол­лек­ти­визм, об­щин­ность или ко­манд­ный дух, кому как удоб­нее, дви­га­ло нами в Аф­га­ни­стане и во­ору­жен­ных кон­флик­тах по­след­них де­ся­ти­ле­тий и дви­га­ет сейчас в Сирии. Именно в кол­лек­ти­ве, что на­зы­ва­ет­ся на виду, че­ло­век спо­со­бен про­явить свои лучшие ка­че­ства – сме­лость, твер­дую волю, креп­кий дух. А гибель боевых то­ва­ри­щей, только уси­ли­ва­ла их. Но в бой мы шли не из-за мести, ко­то­рая ни­ко­гда не была в числе бла­го­де­те­лей и, как из­вест­но из ис­то­рии, часто при­об­ре­та­ла урод­ли­вые черты…
А теперь пе­рей­дем к теме моего вы­ступ­ле­ния «Вос­пи­та­ние жиз­не­спо­соб­но­го по­ко­ле­ния сред­ства­ми детско-юно­ше­ско­го ту­риз­ма». И начнем с того – в каких кол­лек­ти­вах растут и вос­пи­ты­ва­ют­ся наши дети? О слож­но­стях и труд­но­стях (не про­бле­мах, это слово-убийцу я вы­бро­сил из своего лек­си­ко­на несколь­ко лет назад) со­вре­мен­ной школы го­во­ре­но-пе­ре­го­во­ре­но. Силь­ные друж­бой класс­ные кол­лек­ти­вы сейчас встре­тить трудно, и пе­да­го­ги здесь не ви­но­ва­ты. Об­суж­дать су­ще­ству­ю­щую си­сте­му об­ра­зо­ва­ния не тема наших слу­ша­ний, по­это­му лишь кон­ста­ти­ру­ем факт от­сут­ствия школь­но­го кол­лек­ти­ва в лучшем зна­че­нии этого по­ня­тия. (Пример об­ще­ния 2 класса школы Пуш­кин­ско­го района).

Что же тогда может объ­еди­нять наших детей. Спор­тив­ная секция? Но, спорт это со­рев­но­ва­ние и даже в ко­манд­ных его видах су­ще­ству­ет некая внут­рен­няя кон­ку­рен­ция. Те же фут­боль­ные кол­лек­ти­вы вре­мен­ны и по­ня­тие общины к ним никак не при­кле­ить. Двор? Со­вре­мен­ные дети и под­рост­ки, осо­бен­но в круп­ных го­ро­дах, лишены воз­мож­но­сти про­ве­де­ния сво­бод­но­го вре­ме­ни на улице в дво­ро­вой ком­па­нии, как это на­блю­да­лось чет­верть века назад и ранее. Хо­ро­шая дво­ро­вая ком­па­ния тем и была хороша, что быстро рас­став­ля­ла всех ее участ­ни­ков по местам, поз­во­ля­ла млад­шим (слабым) тя­нуть­ся за стар­ши­ми (силь­ны­ми), а по­след­ним про­яв­лять заботу о млад­ших, хотя бы на уровне фи­зи­че­ской защиты и пе­ре­да­чи опыта. Ко­неч­но по­ло­жи­тель­но­го. Вспом­ни­те, кто из вас или ваших сверст­ни­ков попал в «хо­ро­шие» или «плохие» ком­па­нии? Со­ставь­те обоб­щен­ный порт­рет участ­ни­ка одной ком­па­нии и другой. А теперь по­смот­ри­те, чего до­стиг­ли в жизни одни и другие? За редким ис­клю­че­ни­ем, дети из хо­ро­ших ком­па­ний до­би­лись в жизни боль­ше­го. Среди «плохих маль­чи­ков» тоже до­ста­точ­но успеш­ных людей, чего не ска­жешь о «ти­хуш­ни­ках», знав­ших только дорогу от школы к дому и в бли­жай­шую бу­лоч­ную, и то за хлебом их от­пус­ка­ли са­мо­сто­я­тель­но лет с 12-14, не ранее, а до этого воз­рас­та в школу водила мама или ба­буш­ка… Не на­по­ми­на­ют ли те «ти­хуш­ни­ки» со­вре­мен­ных детей, не зна­ю­щих как, зовут стар­ше­го на год соседа с пер­во­го или две­на­дца­то­го этажа? Теперь их в школу и со школы возят на ав­то­мо­би­ле, во двор не вы­пус­ка­ют («там делать нечего и… опасно»), а дома един­ствен­ное увле­че­ние – ком­пью­тер или смарт­фон. Жиз­не­спо­соб­ны ли такие дети? Да. Но только в ра­фи­ни­ро­ван­ном об­ще­стве со сплош­ной си­сте­мой без­опас­но­сти, по­стро­ен­ной на то­таль­ном кон­тро­ле, и огра­ни­чен­ном лишь фи­нан­са­ми выборе услуг и то­ва­ров… Готовы ли будут вы­ра­щен­ные в теп­лич­ных усло­ви­ях маль­чи­ки и де­воч­ки СА­МО­СТО­Я­ТЕЛЬ­НО обес­пе­чить себя этими самими фи­нан­са­ми? На­сколь­ко они жиз­не­спо­соб­ны, попав в усло­вия, когда деньги ничего не значат? Чем смогут хотя бы под­дер­жать или со­хра­нить свою жизнь до при­бы­тия помощи?

Прак­ти­ка по­ка­зы­ва­ет – ничем! Кол­лек­тив му­зы­каль­ной школы, школы танцев, курсов ком­пью­тер­ных гениев или какой другой еще кол­лек­тив может сфор­ми­ро­вать в со­вре­мен­ных усло­ви­ях жиз­не­спо­соб­ное по­ко­ле­ние? Нет! Тогда какой? Ответ один – ту­ри­сти­че­ский! Ну еще военно-пат­ри­о­ти­че­ский клуб, если дети там не только в «стре­лял­ки» играют, но и в походы ходят. Слово «поход», за­меть­те, – клю­че­вое.
В Аф­га­ни­стан я пришел сразу с учи­лищ­ной скамьи. В 21 год са­мо­сто­я­тель­но ко­ман­до­вал двумя де­сят­ка­ми раз­вед­чи­ков – моих сверст­ни­ков или на один-два года младше и старше. Очень много дало во­ен­ное учи­ли­ще, но оно имело пред­ме­том вос­пи­та­ния сем­на­дца­ти­лет­не­го мо­ло­до­го че­ло­ве­ка с уже за­ло­жен­ны­ми в него с дет­ства ка­че­ства­ми. А в этом дет­стве каждое лето с чет­вер­то­го по де­вя­тый класс я ходил в мно­го­днев­ные ту­ри­сти­че­ские походы, благо класс­ным ру­ко­во­ди­те­лем был муж­чи­на. Летние ка­ни­ку­лы про­во­дил в де­ревне у ба­буш­ки, где ночная ры­бал­ка или «поход за яб­ло­ка­ми» в кол­хоз­ный сад были обы­ден­ным делом. До сих пор мы с дру­зья­ми той поры удив­ля­ем­ся, как я, го­род­ской маль­чиш­ка, мог стать ли­де­ром де­ре­вен­ской ком­па­нии. Для этого нужно было быть хотя бы равным среди равных – ос­нов­ной прин­цип су­ще­ство­ва­ния общины. Где как не в ту­ри­сти­че­ской группе по сей день су­ще­ству­ет община? И в дет­ской тоже. Сейчас в своих по­хо­дах мы строго сле­ду­ем этому, пе­ре­няв опыт по­ко­ле­ний.

У нас каждый имеет право голоса и сво­бо­ду выбора, сообща об­суж­да­ют­ся все слож­ные во­про­сы, а каждый по­сту­пок ре­бен­ка под­вер­га­ет­ся оценке не только взрос­лых, но и сверст­ни­ков. В таких усло­ви­ях про­цес­сы лич­ност­но­го роста про­те­ка­ют на­мно­го быст­рее. При всей стро­го­сти наших правил, у ре­бен­ка есть выбор – при­ни­мать их или нет. Доб­ро­ВОЛЬ­НОСТЬ пред­по­ла­га­ет при­ня­тие их, даже если для этого тре­бу­ет­ся про­явить ВОЛЮ. Дети и, осо­бен­но, под­рост­ки иногда путают по­ня­тия сво­бо­да и воля, под­ме­няя их все­доз­во­лен­но­стью, а то и спесью или дей­стви­я­ми назло. Ро­ди­те­лям, в рамках немно­го­чис­лен­ной или непол­ной, семьи не всегда уда­ет­ся спра­вить­ся с этим, трудно с этим спра­вит­ся и школь­но­му учи­те­лю, осо­бен­но когда в под­рост­ко­вой среде ра­бо­та­ет ложный ав­то­ри­тет. А вот в слож­ных усло­ви­ях ту­ри­сти­че­ско­го похода нет места лож­но­му ав­то­ри­те­ту или бра­ва­де, как и ин­фан­ти­лиз­му. Ты или дей­ству­ешь сообща в ко­ман­де равных или оста­ешь­ся один вне кол­лек­ти­ва. Имеешь волю, под­ни­мешь­ся рано или поздно с самых низов, нет ее – за­топ­чут… Причем, в дет­ском кол­лек­ти­ве более же­сто­ко, чем в во­ин­ском. Я был сви­де­те­лем многих па­де­ний и подъ­емов, про­слу­жив в спец­на­зе 25 лет, из ко­то­рых пять с по­ло­ви­ной лет провел в «тур­по­хо­дах» по горам Гин­ди­ку­ша, Памира, Кав­ка­за, в пу­сты­нях Ближ­не­го Во­сто­ка и Эфи­оп­ско­го на­го­рья. Я видел, как опус­ка­лись вниз без­воль­ные качки и под­ни­ма­лись с колен за­трав­лен­ные де­дов­щи­ной «хлю­пи­ки», ста­но­вясь в те­че­ние года и менее непре­ре­ка­е­мы­ми ав­то­ри­те­та­ми среди со­слу­жив­цев. Потому что там, на войне, важен не объем твоего би­цеп­са или тол­щи­на ко­шель­ка, а знания, навыки и умения, умно­жен­ные на волю. В дет­ском ту­ри­сти­че­ском походе, когда воля у ре­бен­ка только фор­ми­ру­ет­ся, ноющий от уста­ло­сти первые ки­ло­мет­ры ху­день­кий па­ре­нек, вдруг, на­чи­на­ет по­мо­гать рядом идущей де­воч­ке, а здо­ро­вяк вы­бра­сы­ва­ет вти­ха­ря на при­ва­ле банки с кон­сер­ва­ми… а ве­че­ром го­лод­ны­ми оста­ют­ся все, и каждый по­лу­ча­ет оценку. Свою. И с «днев­ни­ка» ее не со­трешь.

Вос­пи­та­тель­ное зна­че­ние ту­ри­сти­че­ско­го похода оче­вид­но, но не менее по­лез­но и об­ра­зо­ва­тель­ное. Те же уроки основ без­опас­ной жиз­не­де­я­тель­но­сти, гео­гра­фии, био­ло­гии, ис­то­рии и других пред­ме­тов без прак­ти­че­ско­го усво­е­ния ма­те­ри­а­ла быстро за­бы­ва­ют­ся детьми. В про­ек­те «Лагерь навыка» каждую смену дет­ской эко­ло­ги­че­ской (охот­ни­чье – ры­бо­лов­ной) про­грам­мы «Сле­до­пыт», ру­ко­во­ди­те­лем ко­то­рой я яв­ля­юсь уже 6 лет, мы на­чи­на­ем с экс­кур­сии в лес. На вопрос – какие де­ре­вья вы видите – наши дети на­зы­ва­ют лишь несколь­ко де­ре­вьев из по­лу­то­ра де­сят­ка и не каждый может от­ли­чить сосну от ели. Оза­да­чи­ва­ет не это, а то, что в школь­ных учеб­ни­ках, и про ель, и про сосну с кедром все по­дроб­но рас­ска­за­но и про­ил­лю­стри­ро­ва­но. И о ле­кар­ствен­ных травах там много чего есть, и дру­го­го по­лез­но­го... Вот только беда, ре­бя­тиш­ки всего этого не за­по­ми­на­ют, как за­бы­ва­ют вскоре услов­ные знаки на то­по­гра­фи­че­ских картах, изу­ча­е­мые в шестом классе. Объ­яс­ня­ет­ся все просто – голые тео­ре­ти­че­ские знания, не под­твер­жден­ные прак­ти­кой или по­все­днев­ной вос­тре­бо­ван­но­стью, очень быстро за­бы­ва­ют­ся. Тем более со­вре­мен­ны­ми школь­ни­ка­ми, когда в один день за­ня­тия по 6 -7 пред­ме­там, а то и более, если учесть вы­пол­не­ние до­маш­не­го за­да­ния на сле­ду­ю­щий день.

Ана­ли­зи­руя тра­ге­дию, про­изо­шед­шу­ю18 июня 2016 года в Ка­ре­лии, когда на Ся­мо­зе­ре по­гиб­ло 14 под­рост­ков, мы видим не только упу­ще­ния ад­ми­ни­стра­ции лагеря, но и недо­ра­бот­ку си­сте­мы школь­но­го об­ра­зо­ва­ния. Боль­шин­ство детей по­гиб­ло от пе­ре­охла­жде­ния уже на суше. Эле­мен­тар­ный прак­ти­че­ский курс в рамках пред­ме­та Основы без­опас­но­сти жиз­не­де­я­тель­но­сти смог бы спасти в ту тра­ги­че­скую ночь не одного ре­бен­ка. Все что тре­бо­ва­лось, снять и пра­виль­но выжать до по­лу­су­хо­го со­сто­я­ния одежду, сбить­ся в круг, со­гре­вая друг друга, а затем, ото­грев­шись, со­ору­дить укры­тие от ветра из под­руч­ных ма­те­ри­а­лов или воз­вра­тить­ся на базу, как это сде­ла­ла одна из де­во­чек… Про­де­лав это прак­ти­че­ски хоть один раз, да еще в хо­лод­ной воде, чтобы «вживую» про­чув­ство­вать как это, че­ло­век за­пом­нит урок на всю жизнь, а строч­ка из учеб­ни­ка за­бу­дет­ся через несколь­ко дней или недель…

Любая де­я­тель­ность по­тен­ци­аль­но опасна – первый прин­цип ОБЖ. Значит ли это, что мы должны огра­дить наших детей от мира? Да­вай­те лучше будем учить их жить в нём. Детско-юно­ше­ский туризм поз­во­ля­ет давать под­рас­та­ю­ще­му по­ко­ле­нию многие прак­ти­че­ские навыки, хотя осво­е­ние неко­то­рых иногда и свя­за­но с опре­де­лен­ным риском. Пусть не для жизни и здо­ро­вья в целом, но для це­лост­но­сти кожных по­кро­вов (порезы и сса­ди­ны) угроза име­ет­ся. К со­жа­ле­нию, со­вре­мен­ная нор­ма­тив­ная база детско-юно­ше­ско­го ту­риз­ма такова, что одного этого бывает до­ста­точ­но для воз­буж­де­ния уго­лов­но­го дела по факту на­не­се­ния те­лес­ных по­вре­жде­ний. А ведь боль­шин­ство травм, как пра­ви­ло, про­ис­хо­дит по личной вине по­стра­дав­ше­го, а не ру­ко­вод­ства похода. Наши дети на­сколь­ко при­вык­ли к по­сто­ян­но лью­ще­му­ся на них потоку ин­фор­ма­ции (ком­пью­тер, те­ле­ви­зор, элек­трон­ные сред­ства ком­му­ни­ка­ции, учи­те­ля в школе, ро­ди­те­ли и пр.), что пе­ре­ста­ют что-либо вос­при­ни­мать все­рьез, от­се­и­вая даже по­лез­ную ин­фор­ма­цию при до­ве­де­нии тре­бо­ва­ний без­опас­но­сти. Именно груп­по­вая де­я­тель­ность всех членов тур­по­хо­да спо­соб­ству­ет быст­ро­му усво­е­нию знаний, ана­ли­зи­руя свой опыт и опыт со­се­дей. Дома с ро­ди­те­ля­ми или братом, такой опыт можно не скоро по­лу­чить. Не спо­соб­ству­ет этому и со­блю­де­ние от­дель­ных нор­ма­тив­но-пра­во­вых актов, ре­гла­мен­ти­ру­ю­щих ор­га­ни­за­цию ту­рист­ско-экс­кур­си­он­ной работы с детьми. Осо­бен­но несо­вер­шен­на нор­ма­тив­ная база Ро­спо­треб­над­зо­ра. Неко­то­рые при­ня­тые нормы Сан­Пи­Нов, ка­са­ю­щих­ся дет­ско­го ту­риз­ма, про­ти­во­ре­чат здра­во­му рас­суд­ку и даже на­но­сят прямой вред окру­жа­ю­щей среде. Чего стоит тре­бо­ва­ния к бак­те­ри­цид­ной об­ра­бот­ке марш­ру­тов дви­же­ния и сто­я­нок ту­ри­сти­че­ских групп, а ведь при­ме­ня­е­мые яды уби­ва­ют вместе с кле­ща­ми и все живое вокруг… Не менее нелепо звучит запрет на упо­треб­ле­ние в пищу диких ягод и других ди­ко­ро­сов, пой­ман­ной рыбы, воды без на­ли­чия про­то­ко­ла ла­бо­ра­тор­но­го ис­сле­до­ва­ния и т.д. Каждый год, про­во­дя ту­ри­сти­че­ские сборы, кра­е­вед­че­ские и эко­ло­ги­че­ские экс­кур­сии и экс­пе­ди­ции мне при­хо­дит­ся до­ка­зы­вать мест­ным кон­троль­ным ор­га­нам, что мы не за­ни­ма­ем­ся от­ды­хом и оздо­ров­ле­ни­ем детей, а все из-за того, что в дей­ству­ю­щем за­ко­но­да­тель­стве от­сут­ству­ет раз­гра­ни­че­ние по­ня­тий «дет­ский отдых и оздо­ров­ле­ние» и «дет­ский туризм» или «экс­кур­си­он­ный поход».

Жиз­не­спо­соб­ность ведь не только зна­ни­я­ми и мо­раль­но-во­ле­вы­ми ка­че­ства­ми опре­де­ля­ет­ся, но и общим со­сто­я­ни­ем здо­ро­вья. Что, как не пра­виль­но ор­га­ни­зо­ван­ный ту­ри­сти­че­ский поход, дает че­ло­ве­ку за­кал­ку и заряд бод­ро­сти на многие месяцы? Здесь уже клю­че­вым словом яв­ля­ет­ся «пра­виль­но». Задача за­ко­но­да­те­лей не душить дет­ский туризм все­воз­мож­ны­ми огра­ни­че­ни­я­ми и за­пре­та­ми, а мак­си­маль­но упро­стить про­це­ду­ру ор­га­ни­за­ции ту­ри­сти­че­ских по­хо­дов и тре­бо­ва­ния к их про­ве­де­нию, со­здать строй­ную си­сте­му под­го­тов­ки кадров детско-юно­ше­ско­го ту­риз­ма, за­ко­но­да­тель­но ис­клю­чить про­из­вол мест­ных вла­стей, тем самым дать воз­мож­ность эн­ту­зи­а­стам за­ни­мать­ся по­лез­ным для го­су­дар­ства делом – рас­тить жиз­не­спо­соб­ную смену.

Новости Русского Мира © 2014