Новости Русского Мира
Честные и полезные новости для думающих людей

Шпротная промышленность Латвии подыхает без российского рынка, под бодрые реляции латвийской власти

03 октября 2019
Просмотров: 2268

Шпротная промышленность Латвии подыхает без российского рынка, под бодрые реляции латвийской власти

Гром­ки­ми за­яв­ле­ни­я­ми об осво­е­нии других рынков по­пы­тал­ся при­крыть из­ды­ха­ние шпрот­ной про­мыш­лен­но­сти Латвии посол этой страны в Москве Марис Риек­стиньш. Однако по­ве­рить в бодрые ре­ля­ции посла может лишь тот, кто не следит за темой.

В сен­тяб­ре я сделал ма­те­ри­ал о том, что Россия по­ста­ви­ла цель отобрать у при­бал­тий­ских портов весь тран­зит своих грузов, и по­сле­до­ва­тель­но идёт к до­сти­же­нию этой цели.

Но в том ма­те­ри­а­ле не был упо­мя­нут ещё один за­нят­ный аспект эко­но­ми­че­ских связей нашей страны с неза­леж­ны­ми при­бал­тий­ски­ми Вы­ми­ра­та­ми. Я имею в виду за­куп­ку шпрот, ко­то­рая при­ка­за­ла долго жить в 2015-м году.

Сейчас, по ис­те­че­нии 4-х лет, сви­до­мые ди­пло­ма­ты из Шпрот­лен­да делают вид, что ничего страш­но­го не про­изо­шло.

«Посол Латвии в Москве Марис Риек­стиньш заявил, что лат­вий­ские про­из­во­ди­те­ли шпрот вряд ли вер­нут­ся в Россию в преж­нем объёме. По его словам, они уже нашли другие рынки сбыта.

Ри­ек­стиньш от­ме­тил, что даже после отмены огра­ни­че­ний лат­вий­ские ком­па­нии не хотят рис­ко­вать.

«Ком­па­нии просто счи­та­ют, что в кон­крет­ном сек­то­ре риски для экс­пор­та до­ста­точ­но высоки, чтобы они опять сюда при­хо­ди­ли», – сказал лат­вий­ский посол».

Ах, ах. Рос­си­яне оста­нут­ся без за­ме­ча­тель­ных лат­вий­ских шпрот, потому что они на­рас­хват в других стра­нах. Но на­рас­хват ли? Как утвер­жда­ет ехид­ный автор одного Telegram-канала, посол Латвии выдаёт же­ла­е­мое за дей­стви­тель­ное.

«Двор­ник рас­ска­зал нам, что в 2014 году в Латвии было про­из­ве­де­но 62,3 тысячи тонн рыбных кон­сер­вов на сумму 190 мил­ли­о­нов евро. По­ло­ви­на из них шла в Россию. На рос­сий­ский рынок ра­бо­та­ло 44 лат­вий­ских шпрот­ных завода.

А потом Ро­спо­треб­над­зор в 2015 году нашёл в шпро­тах по­вы­шен­ное со­дер­жа­ние са­мо­взры­ва­ю­щих­ся кон­ди­ци­о­не­ров, и со здания Риж­ской ратуши с про­тив­ным звоном по­ка­тил­ся медный таз.

Оборот про­из­вод­ства всех рыбных кон­сер­вов в Латвии за два первых года рос­сий­ских санк­ций рухнул до 67 мил­ли­о­нов евро. Многие пред­при­я­тия просто пре­кра­ти­ли вы­пус­кать шпроты, а осталь­ные по­про­бо­ва­ли пе­ре­ори­ен­ти­ро­вать­ся на другие рынки, где их ждали, как солдат – вошь. К при­ме­ру, ком­па­ния Brivais vilnis про­да­ва­ла в России 30% своей про­дук­ции. После за­пре­та на по­став­ки в Россию их неза­леж­ные шпроты гордо по­плы­ли на Укра­и­ну, в Мол­да­вию, США, Из­ра­иль и даже в Китай. Но по­ку­пать их никто не то­ро­пил­ся, и по итогам 2018 года ком­па­ния по­лу­чи­ла убыток по­ряд­ка 400 тысяч евро, а годом ранее – больше мил­ли­о­на евро. Только за 2015 год пред­ше­ству­ю­щая двух­мил­ли­он­ная при­быль лат­вий­ско­го про­из­во­ди­те­ля шпрот Gamma-A сме­ни­лась убыт­ка­ми в 1,06 мил­ли­о­на евро, а оборот пред­при­я­тия «просел» на 34%. В общем и целом рос­сий­ский запрет на по­став­ку рыбных кон­сер­вов привёл ры­бо­пе­ре­ра­ба­ты­ва­ю­щую от­расль Латвии к па­де­нию про­из­вод­ства до 40% и к убыт­кам в раз­ме­ре более чем 100 мил­ли­о­нов евро».

На фоне всей этой рас­тя­ну­той на годы зрады рос­сий­ские про­из­во­ди­те­ли на­рас­ти­ли про­из­вод­ство схожих про­дук­тов в разы. В то­та­ли­тар­ной Ка­ли­нин­град­ской об­ла­сти выпуск кон­серв­ной про­дук­ции, ана­ло­гич­ной при­бал­тий­ским шпро­там, под­ско­чил чуть ли не втрое – до 81-го мил­ли­о­на банок.

Со­от­вет­ствен­но, уве­ли­чил­ся и вылов.

«По данным Ро­с­ры­бо­лов­ства, за пять лет объём рос­сий­ско­го вылова мел­ко­сель­де­вых видов рыб (вклю­чая шпрот, салаку, кильку, анчоус) вырос почти на 80% – с 61 тысячи тонн в 2014 году до более чем 109 тысяч тонн по итогам 2018 года. Вылов кильки за эти годы почти удво­ил­ся – с 32,5 тысячи до 58 тысяч тонн. Так, в Ка­ли­нин­град­ской об­ла­сти – центре про­из­вод­ства про­дук­ции из шпро­тов – общий вылов в при­бреж­ной зоне вырос за пять лет в пол­то­ра раза, до 46,3 тысячи тонн. А вылов кильки (шпрота) и сельди бал­тий­ской (салаки) уве­ли­чил­ся почти в два раза – до 39,5 тысячи тонн. И все это пе­ре­ра­ба­ты­ва­ет­ся на тер­ри­то­рии самого ре­ги­о­на и раз­во­зит­ся в ма­га­зи­ны по всей России. При этом, рос­сий­ские рыбаки до­бы­ва­ют мел­ко­сель­де­вые виды рыб не только на Бал­ти­ке, но и в Крыму, на Чёрном море».

Короче говоря, лат­вий­ский скри­пач не нужен. Тем более, что хитрые эс­тон­ские соседи упо­мя­ну­то­го скри­па­ча как по­став­ля­ли шпроты к нам, так и по­став­ля­ют. Рас­су­див, ве­ро­ят­но, что по­хва­ла со сто­ро­ны брюс­сель­ских господ за ан­ти­рос­сий­ские санк­ции – это хорошо, но лучше всё же со­хра­нить бизнес.

Как шутит автор всё того же Telegram-канала, на фоне всего опи­сан­но­го по­ве­де­ние посла Латвии вы­зы­ва­ет смеш­ные ас­со­ци­а­ции.

«В связи с этим за­бав­но на­блю­дать, как лат­вий­ский посол упо­доб­ля­ет­ся алкашу, ко­то­ро­го с ноги вы­нес­ли из пивной, а он за­пле­та­ю­щим­ся языком кричит «Ноги моей здесь больше не будет!».

А ещё за­бав­но на­блю­дать, как сви­до­мый латыш вти­ра­ет нам о вы­со­чай­шем ка­че­стве своей шпрот­ной про­дук­ции.

«Что угодно можно по­ста­вить под вопрос, но только не во­про­сы, ко­то­рые ка­са­ют­ся стан­дар­тов и ка­че­ства пи­ще­вых про­дук­тов в Ев­ро­со­ю­зе», – до­ба­вил Марис Ри­ек­стиньш.

Это нам за­ли­ва­ет че­ло­век из При­бал­ти­ки, где неод­но­крат­но бу­ше­ва­ли скан­да­лы вокруг разных стан­дар­тов пи­ще­вой про­дук­ции для жи­те­лей За­пад­ной Европы и пост­со­вет­ских рес­пуб­лик, при­ня­тых в ЕС с целью рас­ши­ре­ния НАТО.

Вот 2017-й год, на­при­мер.

«Го­су­дар­ствен­ная про­до­воль­ствен­ная и ве­те­ри­нар­ная служба Литвы неод­но­крат­но со­об­ща­ла о зна­чи­тель­ных раз­ли­чи­ях в со­ста­ве про­дук­тов пи­та­ния по срав­не­нию с про­дук­та­ми в других стра­нах Ев­ро­со­ю­за. В ре­зуль­та­те срав­ни­тель­ных ана­ли­зов ве­дом­ство уста­но­ви­ло, что про­до­воль­ствен­ные товары, про­да­ва­е­мые в Литве, со­дер­жа­ли больше жира, под­сла­сти­те­лей, меньше какао, чем ана­ло­гич­ные про­дук­ты, при­об­ре­тен­ные в Ве­ли­ко­бри­та­нии, Гер­ма­нии или Ав­стрии. При этом, как от­ме­ча­ют в службе, пра­ви­ла мар­ки­ров­ки не на­ру­ша­ют­ся, по­сколь­ку состав на эти­кет­ке указан пра­виль­но (к при­ме­ру, в сла­до­стях со­дер­жа­ние какао может ва­рьи­ро­вать­ся в два раза)».

То есть, со­вест­ли­вые за­пад­ные кор­по­ра­ции кор­ми­ли ли­тов­цев всякой дрянью. И не только ли­тов­цев.

«Срав­ни­тель­ный анализ внешне оди­на­ко­вых про­дук­тов, про­да­ва­е­мых на западе и на во­сто­ке Ев­ро­со­ю­за, по­ка­зал раз­ли­чия в со­ста­вах и вку­со­вых ка­че­ствах. Так, в рыбных па­лоч­ках, про­да­ва­е­мых в Чехии, со­дер­жит­ся на 7% меньше рыбы, чем в ана­ло­гич­ном про­дук­те в Гер­ма­нии. Одни и те же про­дук­ты из­вест­ных тор­го­вых марок Запада со­дер­жа­ли больше жиров, ис­кус­ствен­ных кра­си­те­лей и кон­сер­ван­тов и меньше мяса, если экс­пор­ти­ро­ва­лись на восток ЕС».

Это к во­про­су о важно на­ду­ва­ю­щих щёки чехах и прочих сло­ва­ках, счи­та­ю­щих себя на­сто­я­щи­ми ев­ро­пей­ца­ми в срав­не­нии с ру­мы­на­ми и бол­га­ра­ми.

В рамках так на­зы­ва­е­мо­го «пи­ще­во­го апар­те­ида» за­пад­ные фирмы скарм­ли­ва­ли не пойми что не только при­бал­там и чехам, но и вен­грам, и пы­жа­щим­ся по­ля­кам.

«На­при­мер, рыбные па­лоч­ки Iglo Fish Fingers в Сло­ва­кии и Вен­грии со­дер­жат 58% рыб­но­го на­пол­ни­те­ля, а в Ав­стрии – 65%. При этом ни упа­ков­ка, ни цена рыбных па­ло­чек прак­ти­че­ски не от­ли­ча­ет­ся.

В Польше вы­яс­ни­ли, что в их пе­че­нье «Лейбниц» 5% масла и немно­го паль­мо­во­го масла, а в том же пе­че­нье, про­да­ва­е­мом в Гер­ма­нии, на родном рынке, сли­воч­но­го масла 12%, а паль­мо­во­го вообще нет».

И вот лат­вий­ский клоун, по недо­ра­зу­ме­нию на­зна­чен­ный послом, рас­ска­зы­ва­ет клятым мос­ка­лям, что ка­че­ство пи­ще­вых про­дук­тов из ЕС нельзя ста­вить под вопрос. Ему с этим но­ме­ром можно в юмо­ри­сти­че­ских шоу вы­сту­пать.

Короче говоря, Рига ис­пы­та­ла на себе все пре­ле­сти эко­но­ми­че­ской войны против России. Но, за­меть­те, ис­пы­та­ла не сразу. Ягодки зрели на про­тя­же­нии несколь­ких лет.

По­это­му когда в сви­до­мом Га­бу­ни­стане ве­ре­щат, что вовсе-то у них не упали доходы от ту­риз­ма после за­пре­та авиа­рей­сов из России, они за­ни­ма­ют­ся са­мо­об­ма­ном. Сейчас, по ис­те­че­нии лишь несколь­ких ме­ся­цев, эффект от дей­ствий Путина не будет слиш­ком силь­ным.

Но прой­дёт год, два, три в со­сто­я­нии эко­но­ми­че­ской войны с нашей стра­ной, и выйдет всё ровно то же самое, что и в случае с лат­вий­ски­ми шпро­та­ми.

И потом мы услы­шим зву­ча­щие под ак­ком­па­не­мент лез­гин­ки за­ве­ре­ния, что Га­бу­ни­стан за­по­ло­ни­ли жутко бо­га­тые ев­ро­пей­цы, аме­ри­кан­цы и арабы, так что даже если клятые мос­ка­ли по­про­сят­ся назад, то мест нет.

И тоже, как в случае с послом Латвии, скажем: верим, верим каж­до­му вашему слову. Бы­вай­те, их­ти­ан­дры.

Новости Русского Мира © 2014