Что нам нужно знать о «стратегических партнёрах»
Автор – Исторические наперстки
Чтиво выходного дня, сразу к делу. Внимательные наблюдатели стали замечать последнее время, что в англоязычной азиатской прессе, если речь заходит об Индии – название страны звучит «Бхарат». И совсем великое удивление посетило непосвящённых, когда на открытии Саммита G20 перед премьер-министром Нарендрой Моди стояла табличка именно с этим словом. Нет, опытные информационщики быстро разобрались, поскольку первым делом заглянули в Преамбулу Конституции Индии, где прописано:
Индия, или, что то же самое, Бхарат, учреждается как Союз Штатов.
То есть – слово Индия является англицизмом (вышедшим из «Синдху», санскрит), а «Бхарат» – это чистый хинди и ряд родственных ему языков. Но почему ... так вдруг? Чем привычное миру название перестало устраивать этого неоднозначного и порой весьма странного индийского лидера? Дело в избирательном цикле и жесточайшей политической рубке, которая после пандемии откровенно сотрясает Индию. Если раньше партийная борьба вращалась вокруг экономики (реже – социалки), то сегодня на первый план выполз так называемый «индийский фашизм», радикальный индуистский национализм, вызывающий в том же Китае нешуточные опасения.
Так вот, локомотивом этого «национального возрождения» является партия «Бхаратия Джаната Парти» (БДП) во главе с Нарендрой Моди. Давно объявившая войну английскому названию страны, как пережитку колониального прошлого. Демонстративное «Бхарат» на Саммите G20 подстегнуло политическую дискуссию внутри Индии, а главный соперник БДП – Индийский национальный Конгресс и созданный им «Индийский национальный инклюзивный Альянс развития» прямо заявили: Моди начал разжигать межнациональную и межконфессиональную вражду с опорой на самые мрачные и тёмные политические силы Бхарата.
Странные дела
В чём это выражается? Начнём с 2014-го года, когда шла победная впоследствии для «Бхаратия Джаната Парти» избирательная кампания под лозунгом «Национализм – наше вдохновение». Нарендра Моди провёл почти пятьсот встреч с избирателями, а мировая пресса узнала его имя после выступления перед медицинскими работниками в Мумбаи. Поместив «сенсацию» в разделы «Юмор, курьёзы, смешное...».
Кандидат на пост премьер-министра на серьёзных щах сообщил, что древняя генетическая наука Индии существовала уже в IV веке до нашей эры ... иначе как объяснить появление на свет главного героя древнеиндийского эпоса Карны, который «не был рождён из утробы своей матери». А вторым открытием для ошарашенной публики с медицинским образованием стало утверждение, что благодаря «древним пластическим хирургам» появилось главное индуистское божество Ганеше (существо с телом человека и головой слона). Выступление после гомерического хохота посчитали шуткой...
Ганеше
Напрасно. В том же 2014-ом выходит в свет один из учебников истории, по которым учатся дети в достаточно религиозных штатах Индии, автором предисловия к нему опять-таки числится Нарендра Моди, сообщавший недорослям: индуистский бог Рама управлял первым самолетом в истории человечества, а технология появления живых организмов из стволовых клеток была хорошо известна лекарям Древней Индии. Информация была встречена в штыки научным сообществом, были попытки организовать несколько отрытых научных конференций с попыткой пригласить самого премьер-министра. Всуе, новое сверх-консервативное правительство взяло курс ... на продвижение в системе образования откровенно псевдонаучных теорий.
Первой жертвой стала теория эволюции Дарвина, в индуистских (а затем мусульманских) школах учебники биологии избавились от подобного раздела, а предисловия обзавелись пояснениями: «дети, вы можете столкнуться с некой теорией эволюции в открытом доступе, но вам советуют не верить ей, потому что она ненаучна, не имеет доказательств». Бой был страшный, система высшего образования буквально становилась на дыбы, но политики и общественные деятели-националисты словно не замечали учёных, продолжая внедрять во все уровни общественного сознания постулаты «индуистского фашизма» (дхармический национализм с помесью военного индуизма).
Можно сказать, за десять лет партии Нарендры Моди удалось сломать через колено многие гуманитарные институции Индии, в этом году школьники до 16-ти лет обнаружили в учебных программах зияющие дыры не только по биологии, под нож «традиционалистов» попали таблица Менделеева, разделы об источниках энергии (начиная с теории Фарадея). Сокращены в два-три раза (в зависимости от штата) учебные часы по физике, химии, математике, биологии, природоведению, экологии, окружающем мире, управлении природными ресурсами (есть такой предмет в старших классах).
Само собой, серьёзно пострадали «ненаучные дисциплины» типа истории и обществоведения, из учебников исчезли все западные теории развития общества и государственности. А всё, что связано с «промышленной революцией» с её предпосылками и последствиями для мировой цивилизации – переведено в очень краткий факультатив даже в системе высшего образования (но университеты яростно сопротивляются, обладая высокой степенью автономности). Самое любопытное и критикуемое оппозицией распоряжение МинОбразования от сего года касается изъятия из учебных программ разделов «о развитии демократии, политических партиях и вызовах политическим системам». Причина объяснена:
сложностью содержания, поскольку содержание данных вопросов более не является актуальным для Индии. Система государственного образования будет впредь строиться на основе исторического опыта и творчества.
Фашизм и национализм
Что с появлением на посту премьер-министра Нарендры Моди в стране наблюдается всплеск радикальных националистических настроений – говорят системно уже с 2015-го года как в индийской прессе, так и азиатской, но особенно горюют на сей счёт в Пакистане, Индонезии и Китае. Причина объективная, за последние десятилетия процент христиан и мусульман стремительно растёт, а молодые индусы из числа образованного городского населения становятся атеистами или космополитами, столкнувшись с прелестями «либеральной цивилизации». А против скрытой кастовой системы, не изжитой вообще, выступают всё более широкие слои населения.
Генератором праворадикальных и весьма экзотических религиозно-политических идей является партия «Хинду Маха Сабха», появившаяся в Индии в первой трети ХХ века. Сначала это был союз бесчисленных народно-освободительных движений, выступавших против британского колониализма. От самых умеренных и европеизированных, до откровенно нацистских и фашистских, построенных точь-в-точь по лекалам NSDAP Адольфа Гитлера Национальной фашистской Партии Бенито Муссолини. Были и «центристы», оформившие концепцию индусского национализма (хиндутва), которую и разделяет сегодня Нарендра Моди со своей «Бхаратия Джаната Парти».